«Бодры» надо говорить бодрее!
 Собеседование – это полчаса, которые определяют судьбу человека на ближайшие несколько лет. Бывает, что соискатель с довольно невзрачным резюме при личной встрече производит блестящее впечатление на менеджера по персоналу и получает работу. Как попасть в число счастливчиков? Просто учтите рекомендации сайта MJobs.RU.

Правило №1. Точность - вежливость королей...
... а также - добавим - успешных соискателей. Приходите на собеседование вовремя. Откроем секрет: кадровики отправляют в мусорную корзину резюме соискателя, который опоздал больше чем на 15 минут. Его оценивают как неорганизованного человека, который безответственно относится к делу, не уважает компанию в целом и кадровика в частности.
Фраза: «Сегодня жуткие пробки» - не является оправданием! Если вы опаздываете, позвоните менеджеру по персоналу, извинитесь и перенесите встречу на более позднее время.
Иногда кандидаты опаздывают по смешной причине: они плутают по окрестностям, не могут найти нужное здание или вход в него. Поэтому заранее узнайте у секретаря точный адрес и схему проезда.

Правило №2. Всё свое ношу с собой
На собеседование не следует приходить с пустыми руками. Имеется в виду не коробочка конфет для кадровика, а документы, которые вам понадобятся: резюме, трудовая книжка, дипломы об образовании, рекомендательные письма, награды, знаки отличия... Также захватите блокнот с ручкой, чтобы делать пометки по ходу беседы.

Правило №3. Скромно, но со вкусом
Как одеться на собеседование? Прежде всего - опрятно. Даже если ваша профессия допускает вольный стиль одежды, лучше прийти в деловом костюме. Цвета - спокойные, нейтральные. В вашем облике не должно быть ничего раздражающего. Это относится не только к одежде, но и к запаху. Недопустим как запах пота, так и резкий аромат парфюма. Летом, даже если на улице 30-градусная жара, не оголяйте тело.

Правило №4. Спой, светик, не стыдись!
Обычно первая просьба кадровика звучит так: «Расскажите о себе». Многие соискатели недоумевают: «Зачем, ведь на столе лежит резюме, в нем всё написано?!» Да, резюме есть, но работодатель преследует две цели. Во-первых, посмотреть, насколько хорошо вы ориентируетесь в своем резюме, - то есть составляли ли его самостоятельно. А во-вторых, по тому, как человек говорит о себе, можно многое понять - каковы его амбиции, доволен ли он достигнутым, есть ли у него чувство юмора... Кадровик может подловить вас на лжи: указали обязанности, которые в действительности не выполняли, преувеличили свои профессиональные навыки.
Поэтому «рассказ о себе» следует заранее подготовить. Напишите его на бумаге, потом отрепетируйте перед зеркалом. Не надо говорить о личной жизни и пересказывать всю трудовую биографию. Сосредоточьтесь на последнем месте работы: ваши должностные обязанности, достижения, повышение квалификации. При этом не забывайте о вакансии, на которую претендуете. Ваш рассказ должен подвести собеседника к мысли: эта работа вам знакома, вы прекрасно с ней справитесь.

Правило №5. О других - или хорошо, или никак
На собеседовании обязательно возникнет вопрос «Почему вы уволились с предыдущего места?». У соискателей, которые покинули работодателя со скандалом, может возникнуть искушение выместить зло. Мол, бывший шеф и премию зажимал, и заставлял работать с утра до ночи, и по-хамски обращался с персоналом.
Так говорить категорически нельзя! Человек, который критикует бывшую работу, производит такое же неприятное впечатление, как муж, который поливает грязью бывшую жену. Вакансия такому «правдорубу» не светит! Кадровик может решить, что вы являетесь потенциальной угрозой для фирмы - ведь потом вы точно так же будете отзываться и о нынешнем месте!
О бывших работодателях надо говорить с уважением. Подчеркните, что конкретно вам дала фирма, за что вы ей благодарны. Почему же все-таки уволились? Назовите нейтральную причину: удаленность от дома, неудобный график, сокращение штатов. Шикарное объяснение: «Я получил дополнительное образование, повысил квалификацию и перерос эту должность».

Правило №6. О зарплате - на сладкое
Ни для кого не секрет, что люди работают ради денег. Менеджер по персоналу тоже в курсе. И, тем не менее, вам не следует с первых минут спрашивать о размере зарплаты. Сначала продемонстрируйте вашу заинтересованность именно в работе. Узнайте о ваших обязанностях, о том, каких достижений руководство ждет от вас на этом месте. Убедитесь, что ваша кандидатура действительно понравилась работодателю, и только потом переходите к вопросу о вознаграждении за труд.
«Я хотел бы получать...» - и назовите вашу реальную «стоимость» на рынке труда. То есть ту примерную сумму, которую получают сегодня специалисты вашей квалификации. Как ее узнать? Во-первых, посмотрите резюме ваших конкурентов, на какую зарплату претендуют они. Во-вторых, проанализируйте предложения работодателей.

Правило №7. «Бодры» надо говорить бодрее!
Любого работодателя раздражает, когда с ним разговаривают в вялой, апатичной манере. Когда собеседник безынициативен, берет долгие паузы и смотрит глазами побитой собаки. Наоборот, уверенный человек притягивает, как магнит. С людьми, которые уважают себя и окружающих, легко общаться, они производят приятное впечатление и получают работу.
Как стать «бодрячком», если на душе кошки скребут? Психологи советуют: измените тело, за ним подтянется настроение. Расправьте плечи, улыбайтесь, смотрите в глаза кадровику, говорите четким, в меру громким голосом. Представьте, что собеседование уже закончилось, работу вы получили, а теперь просто разговариваете о жизни с приятным человеком.
 

Специально для сайта Миллион работ Людмила Супроткина