«Аэрофлот» продолжает борьбу против своих сотрудников и не вылезает из судов по искам о нарушениях трудовых прав. Тушинский суд отклонил иск стюардессы «Аэрофлота» Ирины Иерусалимской, которая оспаривала дискриминационные требования со стороны работодателя к бортпроводникам и незаконное снижение их зарплат. Судья фактически признала разделение стюардесс на «старых, толстых, страшных» законным, не усомнившись в правомерности пункта 7.1 «Требований к членам кабинного экипажа», в котором оговаривается допустимый размер одежды, рост и вес бортпроводников. Представители «Аэрофлота», настаивавшие на отсутствии дискриминации в компании, заявили в суде, что требования к внешнему виду стюардесс вполне справедливы, поскольку «повышенные габариты тела не позволяют легко и без затруднений разойтись бортпроводнику с пассажиром».

Подобные заявления адвоката «Аэрофлота», который также в качестве аргумента привел результаты опросов среди пассажиров, желающих в большинстве своем видеть на борту «молодых, сильных и привлекательных» стюардесс, просто поразили всех присутствующих на заседании, делится впечатлениями от суда председатель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова.

«Эти обоснования — полный маразм. Как же до этого стюардессы летали и не застревали в проходе? — Защитник со стороны «Аэрофлота» и вовсе запутался. Он говорит, что если работник прошел медкомиссию, значит, свои обязанности выполнять он может, но при этом предоставил бумагу от тренажерного комплекса, в которой сказано, что лишний вес мешает выбраться из воды на плот в случае катастрофы и вытянуть пострадавших, хотя очевидно, что выполнение этой задачи зависит не от веса, а от мышечной массы и силы».

В апреле 2017 в Пресненском суде состоялось слушание по делу еще одной пожаловавшейся на дискриминацию со стороны «Аэрофлота» стюардессы Евгении Магуриной, которую из-за ее «нестандартных» размеров сняли с должности старшего бортпроводника международных рейсов, заменив их короткими российскими и лишив тем самым 30% зарплаты. Существует часть отзыва «Аэрофлота» на иски бортпроводниц, объясняющих правомерность требований к их весу и размеру. Документ носит название «Расчет потребления авиационного топлива на единицу веса перевозимого бортпроводника». В пункте 10 расчета указывается, что каждый лишний килограмм веса бортпроводника влечет собой увеличение затрат «Аэрофлота» на 759 рублей в год.

Экономия на сотрудниках уже стала фирменным знаком «Аэрофлота», судя по регулярным искам работников компании о нарушении трудовых прав и недоплатах. Так, в настоящее время происходит судебное разбирательство между входящей в группу «Аэрофлот» авиакомпанией «Россия» и Первичной профсоюзной организацией ОАО «Авиакомпания «Россия» (ПЛС) о введении новой системы оплаты труда, снижающей зарплату летчикам более чем на 30%. Как рассказал председатель совета ПЛС Игорь Морозов, со второй попытки профсоюзу удалось выиграть суд, который вынес решение признать незаконной новую систему оплаты труда и отменить приказы «Аэрофлота» №340 от 21.09.2015 года и №82 от 11.03.2016 года. Отметим, в декабре 2015 года пилоты выходили на акции протеста против зарплатной политики перевозчика, но тогда в авиакомпании «Россия» заявляли, что в размерах выплат нет никаких нарушений.

«С 22 ноября 2016 года вступает в силу решение суда о признании той системы оплаты труда незаконной, однако до сих пор это решение безнаказанно не выполняется и выплаты сотрудникам не производятся», — отмечает глава ПЛС.

Вместе с тем авиакомпания «Россия» подписала договор с адвокатским бюро «Ильюшихин и партнеры» на оказание юридической помощи в 20 млн рублей, как следует из информации с сайта госзакупок. Как предполагают в ПЛС, помощь адвокатов за такой немалый гонорар потребовалась для борьбы с сотрудниками.

«Аэрофлот» прибегает не только к услугам адвокатов, некоторые конфликты с сотрудниками решаются с привлечением правоохранительных органов. Подобные инструменты уже были опробованы ранее на пилотах и руководителях Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС), которые несколько лет назад точно так же боролись за свои законные выплаты. В 2012 году летчики обратились в Московскую транспортную прокуратуру с просьбой разобраться в проблеме ежемесячных недоплат пилотам в размере 100–120 тысяч рублей. Также летчики жаловались на то, что в целях экономии «Аэрофлот» отправлял в длинные рейсы сокращенный состав экипажа из командира воздушного судна (КВС) и второго пилота без замещающего их на время отдыха третьего пилота.

«В 2010 году с летным составом «Аэрофлота» был заключен новый трудовой договор, в соответствии с которым пилоты лишались доплат на ночные и вредные полеты, а также первые 32 часа полетов, что составляло около 44% от заработной платы», — рассказывает на сегодняшний момент бывший КВС «Аэрофлота» Сергей Кнышов. По его словам, задолженность «Аэрофлота» перед сотрудниками составляла сотни миллионов рублей. «В 2013 году нам удалось доказать факт не выплат в суде. Мосгорсуд вступающим в силу решением от 24 июля 2013 года обязал «Аэрофлот» осуществить выплаты пилотам. На тот момент это был единственный успешный суд против компании Виталия Савельева, однако «Аэрофлот» проигнорировал решение суда», — добавляет летчик.

Однако пилоты не оставили борьбы и стали добиваться законных выплат от национального перевозчика — авиакомпании далеко не бедствующей, учитывая ее доминирующее положение на рынке авиаперевозок в России. Тогда дело и дошло до провокаций, вспоминает Кнышов. «Была спровоцирована провокация и сфабриковано уголовное дело, из-за чего я, а также вице-президент ШПЛС Валерий Пимошенко и исполнительный директор профсоюза Дмитрий Шляпников оказались в тюрьме. Вот так в «Аэрофлоте» избавляются от неугодных. На моей карьере летчика поставлен крест: с судимостью я летать не могу», — вспоминает Сергей Кнышов детали громкого процесса «Аэрофлота» против пилотов. По его мнению, сейчас с пилотами авиакомпании «Россия», которую возглавляет бывший заместитель гендиректора «Аэрофлота» и давний партнер Виталия Савельева Дмитрий Сапрыкин, происходит точно такая же ситуация.

Отметим, авиакомпания «Россия» перешла в состав ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» в 2011 году. Тогда группа под руководством Савельева выкупила у Росимущества 75% акций плюс одну акцию, оставшиеся 25% минус одна акция остались во владении администрации города Санкт-Петербурга. С тех пор всю экономику авиакомпании, обслуживающей пятимиллионную Северную столицу, ценообразование на билеты, распределение маршрутов определяет руководство материнской компании — «Аэрофлота», отмечает глава ПЛС Игорь Морозов. «Из-за каннибализма трафика и не конкурентной политики «Аэрофлота» жители Петербурга не могут напрямую улететь в Стокгольм, Хельсинки, Амстердам и даже страны СНГ. Аэропорт «Пулково» — основной хаб «России» — не до конца загружен, у него имеются мощности для большего количества полетов, но «Аэрофлот» продолжает играть в свою пользу, развивая хабы Московского региона. Власти Петербурга пытались вести переговоры с руководством «Аэрофлота» о развитии маршрутной сети в городе, но безрезультатно. В ответ на все претензии «Аэрофлот» просит денег у города, не желая тратиться за свой счет».

Такие заявления о «бедности» национального перевозчика кажутся просто абсурдными. Судя по отчетности компании за 2016 год, выручка группы выросла более чем на 20% за год и составила 500 млрд рублей, а еще 36 млрд рублей «Аэрофлот» получил «из воздуха» — эту сумму составило роялти, которое авиакомпания получает по соглашениям с иностранными компаниями за пролет над Россией, как повелось еще с советских времен. По идее, эти средства предназначены для развития авиационной отрасли, но кладет их в карман себе только «Аэрофлот». Мы отправили запросы в Минтранс и Росавиацию с просьбой разъяснить ситуацию с не доплатами сотрудникам, дискриминацией по весу и возрасту, с единоличным получением миллиардов рублей в качестве роялти, претензиями пассажиров к «Аэрофлоту» в связи с регулярными задержками и отменами рейсов, но пока не получили ответа.
Источник газета Московский Комсомолец Инна Артемьева