Работодатели больше не смогут выставлять в объявлениях о вакансиях возрастные ограничения.

26 июня 2013 Совет Федерации одобрил соответствующий законопроект, который ранее, 21 числа, сразу в двух чтениях спешно приняла Госдума. Народных избранников можно похвалить за прыть, но не за профессионализм: борьба со строчками в объявлении не имеет ничего общего с решением проблемы дискриминации. Скажем больше: совсем скоро соискатели столкнутся с новыми трудностями при поиске работы.

Главное новшество законопроекта № 236214-6 заключается в том, что работодателям запретят указывать в вакансиях требования и пожелания к возрасту, полу, месту жительства и другим качествам кандидата, кроме деловых.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 3 ст. 1. звучит так:

«Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников».

Штрафы за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера:

Для физических лиц (граждан) — от 500 до 1 000 руб.

Для должностных лиц — от 3 000 до 5 000 руб.

Для юридических лиц (организаций) — от 10 000 до 15 000 руб.

Предполагается, что цель закона состоит в борьбе с дискриминацией при приеме на работу. С той же целью в ТК РФ существует статья 64, но она в силу каких-то причин не работает и, по мнению законодателей, нуждается в подпорках.

«Реализация указанных изменений позволит гражданам свободно распоряжаться своими способностями к труду, независимо от возраста, социального и семейного положения, а также других обстоятельств, не связанных с их деловыми качествами», — такую рецензию проект получил в Совете Федерации РФ. Авторы же закона подкрепляют необходимость его появления статистикой.

Пояснительная записка к законопроекту № 236214-6 (Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов) гласит:

«Согласно исследованиям, проведенным Центром социально-трудовых прав в 2007-2008 годах, около 14% работников сталкиваются в процессе своей деятельности с дискриминационными практиками. По данным аналитиков, 44% объявлений о вакансиях в России (около 60% в Москве) являются дискриминационными. При этом в таких объявлениях неправомерные требования, касающиеся возраста работника, содержатся чаще (44%), чем требования в отношении пола (29%) или стажа работы претендента на занятие вакансии (19%)».

По данным опроса, проведенного Mjobs.ru 53% соискателей хотя бы раз сталкивались с возрастной дискриминацией и еще 22% сталкиваются с ней постоянно:

«До 40 лет у меня не было никаких проблем с предложениями по работе, и я тщательно выбирал, куда пойти. После 40 лет начались проблемы, но незначительные. А в 46 лет, несмотря на богатый опыт, накопленный за 23 года работы, высшее образование, многочисленные курсы и тренинги, количество предложений работы равно нулю», - сообщает один из пользователей сайта Mjobs.ru.

Что думают работодатели и кадровые агентства

Представители кадровых агентств признают, что работодатели нередко, помимо требований к профессиональным качествам кандидатов, выдвигают и другие, которые по новому закону можно отнести к дискриминационным.

Нужно отметить что по возрастным критериям кандидатов отбирает не только бизнес, но и самый главный российский работодатель — государство.

Так, например Федеральный закон № 19-ФЗ от 10.01.2003 «О выборах Президента Российской Федерации», п. 2 ст. 3. гласит:

«Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».

Указанный выше закон «О выборах Президента» — один из нормативных актов, в пользу которых в новом законе сделана оговорка: «за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами». Вероятно, законотворцы исходили из своего понимания, кто может и кто не может исполнять обязанности главы государства. «А раз так, то и я имею право подбирать сотрудников, исходя из своих собственных соображений», — может подумать работодатель.

Действительно, в каждой компании свой подход к подбору персонала. Кто-то набирает в команду «своих» (по духу, а не по знакомству) людей. Кто-то убежден, что с работой в его организации не справится очень молодой или, напротив, слишком возрастной сотрудник. 

Например, может ли работать секретарем или офис-менеджером пожилой мужчина без одного глаза и весом под 200 кило? Даже если он в совершенстве владеет делопроизводством и может решить любой административно-хозяйственный вопрос в офисе, работодатель вправе посчитать, что молодая женщина с презентабельной внешностью окажет более позитивное впечатление на гостей офиса. Также возможно, что руководитель отдела моложе 30 лет не будет пользоваться уважением в более возрастном коллективе подчиненных.

Кроме того, существуют профессии, где внешние данные вполне можно отнести к профессиональным компетенциям: артист,  телеведущий, промоутер.  Или, к примеру, качественные статьи для портала, посвященного современным информационным технологиям, может писать человек, который хотя бы интересуется IT-сферой, а в качестве сотрудника для сайта, посвященного теме «Шашлык и мясо на гриле» точно не подойдет вегетарианец. Можно ли считать подобные требования дискриминационными?

За «дискриминационной» кадровой политикой той или иной компании, как правило, стоит своя логика. Заставит ли кого-нибудь запрет на указание возраста в вакансиях от нее отказаться? Судя по всему, нет. Ведь и сейчас крупные компании не указывают никаких посторонних требований в вакансиях, а подбор персонала по возрасту отодвигается на стадию рассмотрения резюме. 

Эксперт-консультант сайта Mjobs.ru Кондауров Александр (агентство Прайм Персонал), считает, что последнее слово всегда остается за работодателем, который, не нарушая никаких законодательных запретов, выбирает только тех кандидатов, которые полностью соответствуют всем его требованиям. По сути, статья 64 ТК РФ не работает именно потому, что в подавляющем большинстве случаев организации находят совершенно законную причину для отказа, безо всякой дискриминации.

Таким образом, если раньше кандидат мог потратить несколько лишних часов на поиск позиции, на которую рассматриваются кандидаты его возраста, и в случае, если он ценный профессионал, получить работу после первого же собеседования. Теперь же соискатель будет вынужден впустую звонить или ездить в десятки компаний, куда его брать изначально не планируют. Результат — трудоустройство затягивается, возможно, в несколько раз.

Итого

Запрет на указание возраста и других дополнительных требований в вакансиях введет в заблуждение соискателей, даст дополнительную работу рекрутерам, удлинит процесс трудоустройства, но проблему дискриминации не решит. Единственный результат от такого закона - это повод для того, чтобы государственные чиновники заявили: «Объявлений с дискриминационными требованиями на рынке труда больше нет».