Большинство россиян уже практически смирились с тем, что грядет новая пенсионная реформа: на пенсию придется копить самому, возрастной ценз выхода на пенсию планируется повысить, и при всем этом вырастет также необходимый страховой стаж и количество пенсионных баллов. Это, мол, должно помочь в перспективе обеспечить россиянам достойную пенсию. Но история с пенсионной реформой приобретает все новые обороты. По долгосрочным базовым прогнозам Минэкономразвития, о которых стало известно журналистам, в ближайшие 20 лет реального повышения выплат по старости пенсионерам ожидать не стоит…

Это, правда, не единственный прогноз – чиновники из МЭР разработали также консервативный и целевой сценарии – последний как раз и предполагает разного рода реформы, в том числе и повышение возраста выхода на пенсию. Но даже последний вариант не может обеспечить внушительного улучшения ситуации – ожидается, что общий рост едва ли превысит 2,5%, а соотношение с зарплатой и вообще упадет. Как ни странно, но все это будет наблюдаться на фоне роста макроэкономических показателей, добиться которых в министерстве планируют путем повышения производительности труда, инвестиций и роста занятости населения.

Три сценария

Базовый сценарий, на копию которого ссылается «Газета.ru», судя по всему, считается самым пессимистичным – по нему пенсия неработающих пенсионеров через 18 лет вырастет лишь на 1%, в сравнении с показателями прошлого года. Накопленные темпы роста и вообще уйдут «в минус» – ожидаемое падение должно составить 14%. Целевой прогноз в этом смысле сравнительно оптимистичен – экономические реформы должны повысить цифры базового прогноза для страховых пенсий в 2035 году на 2,5% и на 20% для неработающих пенсионеров в сравнении с прошлым годом. Если говорить о конкретных цифрах, то по базовому прогнозу, через 18 лет средняя пенсия должна достичь 23 тыс. рублей – по оптимистичному сценарию – около 27,5 тыс. рублей.

Что касается реальных доходов населения, то практически каждый из сценариев предписывает ежегодный рост в пределах полутора процентов. Однако базовый вариант предполагает прирост доходов на 28%, в то время как оптимистичный вариант предполагает прирост 55%. Зарплаты должны вырасти сильнее – базовый прогноз обещает рост на 34%, когда реформы должны привести почти 57%. Но пенсиям это ничего хорошего не принесет – их соотношение со средней зарплатой серьезно ухудшится: если сегодня средняя пенсия составляет около 35%, то к концу прогнозного периода она составит около 20%. Это, параллельно со снижением числа пенсионеров, позволит сократить соотношение бюджета ПФР по отношению к фонду оплаты труда – составляющий сегодня около 30%, он должен снизиться практически вдвое, до 15%.

Интересно, что параллельно с этими двумя вариантами развития событий на будущие годы, существует еще и консервативный прогноз, данные которого существенно хуже даже базового развития событий. Стоит также обратить внимание и на темпы экономического роста, которые в пессимистичном прогнозе составляют лишь 1,7% в год, в то время как оптимистичный вариант обещает после 2020 года достичь роста, превышающего 3-3,5%. Для достижения подобных показателей власть планирует внедрять экономические реформы, которые будут способны поднимать отечественную экономику темпами, сравнимыми со среднемировыми.

И несмотря на то, что повышение возраста выхода на пенсию прямо не указано в документах, оно, вероятно, завуалировано под «ростом продолжительности активной жизни», снижением безработицы и повышением мобильности трудящихся. Тем более что представители МЭР уже не раз поддерживали идею ЦСР, по которой пенсионный возраст должен вырасти для мужчин и женщина на 5 и 8 лет соответственно.

Реформы по Кудрину

Вообще, идея повышения возрастного ценза выдвигалась главой ЦСР Алексеем Кудриным уже неоднократно – мол, начинать данные реформы нужно уже с 2019 года, пока не поздно. И несмотря на все негативные отклики, предложения Кудрина представляются куда оптимистичнее, чем прогнозы того же МЭР. В частности, помимо сохранения соотношения пенсий и зарплат на уровне 35%, руководитель центра настаивал на уравнивании МРОТ и прожиточного минимума. Кроме того, как он недавно заявил в интервью «России 24», предложенные им реформы должны помочь за ближайшие 6 лет поднять пенсию на 30%. При этом рост экономики уже к началу 2019 года должен превысить 2,5%, а к началу 20-х достичь даже 3,5%.

Впрочем, единой уверенности в том, что повышение возрастного ценза выхода на пенсию принесет желаемый эффект, среди экспертов нет. Нет сомнений – такие меры должны снизить нагрузку на бизнес, решить часть кадровых и даже финансовых проблем, но как это поможет повысить инвестиционную привлекательность – вопрос. Эксперты уверены, низкая инвестиционная привлекательность обусловлена низким спросом на инвестиции. В частности, за прошлый год общие финансовые поступления в сторону юридических лиц существенно выросли, но все полученные деньги были направлены либо на погашение образованных ранее задолженностей, либо на формирование запаса «на черный день». В нынешних экономических условиях бизнес банально боится инвестировать в самих себя, и заставить его сделать это лишь путем повышения пенсионного возраста не получится.

Эту позицию поддерживает и представитель бизнеса при президенте Борис Титов. По его словам, которые приводит «RT», любой положительный эффект, полученный в результате повышения пенсионной планки, не сможет возместить того негатива, который выплеснет общественность после такого шага. Аналогичное мнение на предложение Кудрина повысить пенсионный возраст высказал и Александр Сафонов из РАНХиГС в интервью ФБА «Экономика Сегодня». По его словам, заявления главы ЦСР противоречат статистике пенсионного фонда и не имеют какого-либо логического обоснования. Таким образом, предлагаемая пенсионная реформа фактически не сможет поднять пенсии на 30% в течение следующих 6 лет, наоборот, лишь усугубляя ситуацию с пенсионерами.

В любом случае конкретная программа развития страны – это повод для дальнейшей дискуссии, и войдет ли туда инициатива повышать пенсионный возраст, конкретно не говорит никто. Хотя учитывая активность в этом вопросе, он представляется скорее риторическим.

А воз и ныне там

Сложившаяся вокруг пенсий и всей пенсионной системы ситуация по факту подняла наружу экономические проблемы последних 25 лет: пришло время говорить о демографической яме, неудачных экономических и пенсионных реформах, отсутствии экономической парадигмы и т.д. Кроме того, предложенные шаги могут усугубить ситуацию с пенсионерами – потенциально повышение пенсионного возраста способно повысить не занятость, а безработицу – мы все прекрасно знаем про ситуацию с трудоустройством возрастных кандидатов и нежеланием нанимателей брать их на работу. В связи с этим позиция государства больше напоминает попытку снять с себя часть социальных обязательств. Основанием для этого считается тот факт, что в ближайшие 5 лет количество пенсионеров достигнет такого числа, выплата пенсий для которого станет затруднительным мероприятием.

Справиться с ситуацией призваны правительственные экономисты, которые советуют сократить количество получателей пенсии, одновременно исправляя ситуацию с собираемостью налогов и сборов, как путем повышения ставок, так и путем расширения армии плательщиков. Но даже делая такие непопулярные шаги нужно понимать, что произойдет с рынком труда, что произойдет в демографии государства в ближайшие 20 лет, а подобных прогнозов сегодня попросту нет. Без ответа на эти вопросы, у россиян в головах возникнет вполне логичное заключение: реформы должны приводить к росту зарплат, пенсий и прочих социальных расходов, а если этого не происходит даже в условиях экономического роста, то зачем вообще нужны такие реформы? Очевидно ведь, что в условиях экономического роста в стране появятся лишние деньги, и если их получат не пенсионеры и бюджетники, то кто-то же их должен будет получить?!

Но учитывая ситуацию в экономике, едва ли предлагаемые реформы будут способны высвободить достаточное количество средств. Любой сценарий, который будет иметь место, в условиях существующего в стране технического прогресса, физически не даст возможности серьезно повысить пенсии россиян в ближайшие несколько лет. Стране нужен либо новый экономический курс, либо невиданный ранее скачек мировых цен на углеводороды, но ни того, ни другого, судя по всему, ждать не стоит. Поэтому все, что остается россиянам на старости лет – продолжать работать, чего, вероятно, и добивается правительство, дополнительно стимулируя население путем повышения пенсионного возраста. И россияне бы не против, вот только рабочих мест особо не прибавилось за время кризиса, да и мнение работодателей о возрастных соискателях не поменялось. Так что воз и ныне там…