Социальные сети очень популярны среди тех, кто ищет работу или расширяет сеть своих контактов, но когда речь идет о конкретных вакансиях, прибегать к помощи социальных сетей бессмысленно, выяснили специалисты рекрутинговой компании Hyphen. Кандидаты не верят в то, что социальные медиа могут быть правильным способом поиска работы, и поэтому до сих пор предпочитают традиционные методы трудоустройства. Примерно четверть профессионалов, опрошенных Hyphen, сказали, что даже если они размещали в социальных сетях резюме с целью поиск работы, то не ожидали, что их информация будет воспринята всерьез.

«Многие компании в последнее время создают свои рекрутинговые страницы и страницы поиска талантов в социальных сетях. И, к счастью, большинству работодателей все чаще удается найти кандидатов через эти источники», — говорит Зейн Вэди, управляющий директор Hyphen. Однако, добавляет он, «в соцсетях до сих пор мало вывешивается объявлений о поиске работы. Кандидаты предпочитают искать работу традиционными методами, так как боятся, что к ним не отнесутся серьезно». По мнению Вэди, «создание рекрутинговых каналов и каналов по поиску талантов в социальных сетях не должно рассматриваться просто как предоставление интернет-площадки талантливым соискателям, где размещается информация о рекрутинговых схемах и новых вакансиях». «Эффективное использование социальных медиа в рекрутинге напрямую связано с привлечением внимания к бренду работодателя и адаптации этих сайтов к нуждам целевой аудитории», — заявляет Вэди.

Человеческий фактор

Рынок сегодня предлагает множество разных компьютерных программ в сфере рекрутинга. Например, Bullhorn, базирующаяся в интернете кроссплатформенная система отслеживания кандидатов, Jobscience, которая дает рекрутерам возможность выделять ключевые слова в резюме соискателей, и, наконец, платформа HireVue, позволяющая кандидатам записать на видео свои ответы на подготовленные работодателем вопросы потенциальному соискателю и посылать их компании-нанимателю. Однако всеми этими системами так или иначе управляет человек.

Стюарт Джонс, консультант и тренер по рекрутингу из Omni, еще одной компании по аутсорсингу рекрутинга, говорит: «Пока нет такой рекрутинговой технологии, которая могла бы заменить человека». «Многие компании рекламируют свои вакансии в социальных сетях и связываются с кандидатами через эти сети. Тем не менее лишь немногие обладают эффективными технологиями, позволяющими получать сообщения о поиске работы через социальные сети», — добавляет он.

«Конечно, есть хорошие версии приложений, созданных другими разработчиками, но так или иначе они приводят вас обратно на официальный сайт компании. Вот здесь и начинаются несовпадения: столько денег и усилий вложено в создание бренда работодателя в интернете, а вас опять отправляют на корпоративный сайт», — продолжает Джонс. Он, правда, добавляет, что рекрутинговые технологии уже начинают адаптироваться к нуждам соискателей и работодателей. Возможно, следующее десятилетие ознаменуют большие перемены.

Ломка стереотипов

И все же социальные медиа уже изменили стереотип поведения кандидата, замечает Джонс. «Раньше вы посылали резюме. И никто, кроме компании, не мог его прочитать, — объясняет он. — У кандидата было больше возможности себя приукрасить. Теперь, если у вас есть профиль на LinkedIn, вы не можете преувеличить свои навыки или обязанности. Люди тут же это увидят. Мы, без сомнения, стали получать более честные резюме».

Мэтт Алдер, специалист в сфере цифровых технологий и основатель консалтинговой компании MetaShift, уже более 10 лет занимается рекрутингом в интернете. По его наблюдениям, многие прибегают к помощи социальных сетей в процессе рекрутинга, но «на уровне поиска топ-менеджмента социальными сетями пользуются преимущественно работодатели, а не кандидаты», говорит он. «Хедхантинг и поиск кандидатов на этом уровне давно переместились в интернет. Если менеджер не светится в социальных сетях, работодатели могут его просто не заметить», — объясняет Алдер.

С его точки зрения, сегодня не стоит писать резюме  просто вывешивать его в LinkedIn и ждать, когда работодатели его заметят. Ведь LinkedIn — живая сеть, где люди постоянно общаются. Это не мертвая база данных. «Ваш профиль должен быть написан очень профессионально, но тон послания необходимо изменить на более разговорный. Ведь это не такой формальный документ, как резюме», — поясняет он.