В середине ноября 2017 года был опубликован доклад Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования под названием «Банкротства юридических лиц в России: основные тенденции».
Статистические данные, собранные в этом докладе вряд ли могут порадовать россиян: в течение только третьего квартала 2017 года процедуре банкротства подверглись 3227 коммерческих компаний. Это на 12.4 % больше чем за третий квартал прошлого года. Последний раз такое количество банкротств по России было зарегистрировано в разгар кризиса 2009 года.
Особенно странно это выглядит на фоне заявления властей о том, что кризис успешно преодолен, ВВП и производство идут в рост, курс рубля стабилизировался. Почему же бизнес так массово падает в пучину банкротств?

Экономика достигла дна...
Низкий курс рубля и политика государства по выкачиванию денег из населения подвели под удар в первую очередь малый и средний бизнес. Ведь доходы малого и среднего бизнеса базируются на платежеспособном спросе внутри страны, а низкий уровень заработных плат россиян на руку крупным транснациональным корпорациям и нашему правительству, которое старается оптимизировать количество социальных выплат населению.
Добавляет огоньку и размер ключевой ставки. Официально, Центрбанк повысил её в целях борьбы с инфляцией, которую наши монетаристы традиционно выставляют главной проблемой российской экономики.
Эльвира  Набиуллина называла своей целью инфляцию в размере 4%. И она успешно выполнила и даже перевыполнила план по снижению инфляции: в сентябре 2017 года она достигла рекордных 2.7% - такого не было со времен распада СССР. Казалось, бы — честь ей и хвала. Но радость экономистов была преждевременной. Случилось то, о чем эксперты предупреждали много лет назад: пустой пузырь российской экономики начал схлопываться.
Инфляция сейчас такая низкая не потому что в России установился товарно-денежный баланс и началось экономическое развитие, а потому что денег в обороте нет — они выкачены со всех реальных секторов экономике и разложены по банкам - «до лучших времен». 
Малый и средний бизнес балансировал на грани выживания последние несколько лет, но ничто не бывает вечным. Все рано или поздно заканчивается — даже обед, который принес себе ваш коллега и положил в общий офисный холодильник. Российский внутренний рынок вскрыт, поделен и полностью съеден — кошельки потребителей опустели и съёжились. Наблюдаемый сейчас всплеск банкротств подтверждает эти предположения.
Нужно отметить, что Владимир Путин давал указания о том, что вместе со снижением уровня инфляции нужно снижать ключевую ставку. В принципе, Центральный банк это распоряжение президента исполнил, но подошел к делу сугубо формально: ставка в течение года была снижена с 10% всего до 8.5%.
Один «вечно живой» вождь в таких ситуациях говорил: «По форме тут верно, а по сути — издевательство». Проблема в том, что для реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство) выглядят одинаково не привлекательно и ставка в 10% и 8.5%. К тому же  любой коммерческий банк прибавляет сверху еще несколько процентов, вставляет в кредитный договор всякие хитрые пункты мелким шрифтом, и в итоге бизнесу предлагают кредиты под 15% годовых и выше.
Особенно контрастно на этом фоне выглядит информация о том, что в Канаде производственные компании берут кредиты под 2-3% в год.

...и устремилась дальше. Точнее ниже
По некоторым параметрам экономическая ситуация сейчас даже хуже, чем в официальный разгар кризиса. Если в 2014-2015 году население и бизнес еще имели возможность раскупорить спрятанные на «черный день» сбережения и ситуацию можно было исправить резкой сменой кредитной политики, то сейчас банковские аналитики говорят что платежеспособный спрос рухнул окончательно и перестают кредитовать бизнес под любые проценты.
Стоит отметить что, кредиты хорошо помогают бизнесу на этапе развития, но в тот момент, когда идет борьба за существование, новый кредит может окончательно утянуть компанию на дно и привести её к банкротству.
По мнению некоторых экономистов, правительство России и Центральный банк повторили подвиг коммунистов, свершенный ровно сто лет назад — они убили внутренний рынок. Революционеры для этого устроили гражданскую войну, разруху и военный коммунизм, а министерство финансов просто провели серию виртуозных кредитно-финансовых операций.

Что можно сделать
Нужно срочно что-то делать для спасения малого и среднего бизнеса России. Целевых кредитов для перезапуска производства уже не достаточно. Нужно искать способы предотвращения утечки капитала из страны и повышать уровень реальных доходов населения. При этом нужно избегать примитивного раздувания заработных плат гос служащих и военных — это приведет только к росту инфляции.
Экономике России могла бы помочь глобальная акция по репатриации (возвращению обратно на родину) трудовых мигрантов. По разным подсчетам у нас трудится от 3 000 000 до 10 000 000 иностранных граждан, и их готовность работать за копейки приводит к тому, что работодатели не спешат модернизировать производство и предлагают не интересный для коренного населения уровень зарплат.
Еще было бы неплохо отказаться от системы «Платон», сильно тормозящую рынок межрегиональных перевозок. Необходимо понизить налог на доход физических лиц и налоги на прибыль для малого бизнеса. Снижение уровня налоговых поступлений правительство и Центробанк могли бы компенсировать, продавая облигации казначейского займа США. Для справки: в 2017 году Россия купила американских облигаций на 22,7 миллиарда долларов, а общий объем российских инвестиций в американскую экономику давно перевалил за 108 миллиардов американских долларов.