Для того чтобы правильно отреагировать на объявление о вакансии, составить в ответ на объявление резюме и сопроводительное письмо, необходимо тщательно проанализировать объявление.

Попробуйте разобраться в следующих вопросах:

1. В каком издании помещено объявление? Это дает представление о затратах, о том, сколь широко проводится поиск. Из этого можно извлечь определенную информацию о финансовых возможностях фирмы и престижности предлагаемой работы. Многое говорит и оформление объявления, его величина и место, выбранный шрифт, наличие логотипа и т.п.

2. Дано ли объявление самой фирмой или посредническим агентством? Услуги агентств обходятся обычно в 20-30% предлагаемой на данной должности годовой зарплаты и являются определенным свидетельством и финансового состояния фирмы, и значения, придаваемого заполнению данной вакансии. Кстати, поскольку агентства часто специализированы, то для вас может представить интерес общение с ним не только по поводу указанной в объявлении должности, но и просьба включить сведения о вас в их банк данных. Обращение фирмы в агентство может говорить о том, что сама фирма не рассчитывает на свои силы в выборе достойного специалиста, например, когда речь идет об очень высоких постах, или о том, что предложение труда в данной области очень велико и фирма не хочет тратить время на исследование большого количества кандидатов.

3. Что фирма считает нужным сообщить о себе?

4. Каково основное направление деятельности фирмы?

5. Каков размер фирмы?

6. Где находится предлагаемая работа? Если название и адрес фирмы указаны с полной определенностью - это хороший признак.

7. Как описана должность?

8. Указано ли точное наименование должности?

9. Можно ли понять из объявления, что предложено: самостоятельный участок работы или работа в команде?

10. Каковы требования к квалификации и профессиональному опыту? Иногда они перечислены "в лоб", а иногда их можно вывести из косвенно предоставляемой объявлением информации о фирме.

11. Предполагается ли специальное обучение для нового работника?

12. Предъявлены ли какие-нибудь требования к личным качествам?

13. Указана ли зарплата? Если зарплата указана в начале объявления, то это обычно свидетельствует о том, что фирма отчетливо осознает свою готовность платить хорошие деньги ради того, чтобы получить специалиста соответствующего уровня. Полное отсутствие упоминания о зарплате может означать, что она относительно невелика, хотя бывают и исключения, например, если фирма стремится привлечь людей, для которых главный интерес представляет содержание предлагаемой работы.

14. Есть ли упоминания о каких-то дополнительных выплатах и льготах?

15. Можно ли понять, существует ли перспектива продвижения по службе?

16. Как и к кому рекомендовано обращаться? Если дано конкретное имя с телефоном и адресом, то это значит, что указанное лицо располагает как временем для беседы по телефону, так и возможностью принять кандидата в своем офисе.

17. Не создалось ли впечатление, что должность чересчур расхваливают? Имеется в виду несоответствие тональности объявления содержанию предлагаемой работы и ее условиям. Как правило, вам не удастся найти в объявлении ответы на все эти или подобные им вопросы, но чем более внимательно вы поранализируете объявление, тем удачнее вы сможете построить свои действия по получению приглашения на собеседование. Если указан телефон, то целесообразно прежде, чем отправлять свое резюме, уточнить имеющие для вас большое значение вопросы, ответ на которые вам не удалось найти в объявлении. Читайте объявления не только в той рубрике, где собраны предложения именно по той специальности, которая вас интересует, но и остальные объявления о вакансиях. Во-первых, достаточно часто фирма дает объявления о целой группе вакансий, и интересующая вас может быть одной из них. Во-вторых, можно неожиданно наткнуться на интересный вариант, который просто не приходил вам в голову. В-третьих, следует обращать внимание на объявления о вакансиях несколько выше, чем та, на которую претендуете вы сами. Новый начальник часто производит кадровые перестановки, в этой ситуации реально появление вакансий на вашем уровне. Например, организация ищет нового главного бухгалтера, весьма вероятно, что ему потребуются новые рядовые сотрудники бухгалтерии.

Как сделать, чтобы работа сама искала вас
Многие специалисты, ищущие работу, явно недооценивают эффективность личных объявлений, публикуемых в газетах. По наблюдениям авторов, такие объявления могут быть весьма полезны, особенно для специалистов, претендующих на стартовые и средние должности. Составить объявление для публикации в газете о том, что вы предлагаете свои услуги, сжато и ясно изложив свои возможности и притязания, - задача очень трудная. Однако краткость газетного объявления имеет свои преимущества. Вы сообщаете о себе только то, что выигрышно для вас и говорит в вашу пользу. Например, если вы недостаточно молоды или являетесь новичком в данной области, если вы часто меняли работу или оказывались безработным, то в резюме довольно трудно полностью скрыть эти обстоятельства. Газетное объявление позволяет вам рассчитывать на звонок даже тех работодателей, которые не откликнулись бы на резюме. Прежде всего определите для себя, какую именно работу вы хотели бы получить. От того, насколько ясно вы это сформулируете, в значительной степени зависит вероятность того, что предложат именно то, что вы просите. Кроме того, сообщаемые вами собственные данные должны соответствовать указанной цели. Какую информацию, например, можно почерпнуть из следующего объявления: "Молодая и интересная блондинка ищет работу. Интим не предлагать"? (Это реальное объявление из одной московской газеты). Итак, следует сформулировать свою цель как можно конкретнее. Например, "ищу работу секретаря на домашнем телефоне". То, что вы сообщаете о себе, должно подтверждать, что вы как нельзя более подходите для выполнения этих обязанностей. Например, "доброжелательна, контактна, имею опыт подобной работы, обладаю приятным голосом и отчетливой дикцией". Писать надо только о том, что способствует выполнению работы, на которую претендуете. Возраст, образование, дополнительные возможности (знание языков, наличие водительских прав и т.п.) следует перечислять в объявлении в том случае, если они повышают вашу ценность и могут быть полезны в работе, которую вы хотели бы получить. Публикуя свое объявление в газете, вы должны быть подготовлены и большому количеству "пустых" звонков. Если из десятка откликов на ваше объявление только один будет содержать интересное для вас предложение, то это вполне нормально.

Заполнение анкет
На фирме, куда вы придете в целях поиска работы, или в агентстве по подбору персонала вам могут предложить заполнить специальную анкету. Эта процедура может предшествовать собеседованию, и на основе рассмотрения вашей анкеты иногда будет решаться вопрос о том, иметь ли с вами дело дальше. Поэтому относитесь к заполнению анкет серьезно и будьте внимательны. Заполняя анкету, вы обычно рассчитываете на некоторую должность или работу. С учетом этого отвечайте на вопросы анкеты, подчеркивая ту информацию, которая выигрышна для вас. В некоторых случаях можно указать, что данный вопрос вы готовы обсуждать во время собеседования и таким образом уклониться от прямого ответа. Например, это может относиться к вопросу о зарплате. Дурным тоном является приложение к Заполненному бланку своего СV, за исключением тех случаев, когда вас специально об этом просят. В любом случае, не следует писать в графе бланка вместо ответа "смотри СV". Кстати, вполне разумно иметь с собой свое резюме для того, чтобы самому использовать его во время заполнения анкеты. Не задавайте много вопросов по поводу того, как заполнять анкету, а то о вас могут сразу подумать нехорошо. Тем более не критикуйте анкету и не затевайте ее обсуждение. Требуется заполнить анкету - заполняйте. Часто у вас могут попросить фотографию для того, что-бы наклеить ее на анкету. Будьте готовы к этому и имейте при себе экземпляры своего фото, которые вы сможете оставить. Люди, особенно женщины, иногда очень придирчиво относятся к выбору своего фото для паспорта или другого документа, хотя на самом деле решения, затрагивающие интересы человека, почти никогда не зависят от его фото на паспорте. А вот от фото на анкете иногда может зависеть, пригласят вас или нет. Поэтому старайтесь иметь при себе не просто фото, а удачное фото.

Как вести себя на собеседовании?
Основные правила: вежливость, достойная уверенность, доброжелательность, профессионализм. Все предложенные формы необходимо заполнить как можно более конкретно, подробно и аккуратно. В некоторых агентствах вам предложат пройти тестирование. Не волнуйтесь, используйте это как дополнительную возможность потренировать свое умение общаться в подобной ситуации. Помните, рекрутер оценивает не вас, а ваше соответствие требованиям заказа!

Если вы подходите, вам предложат собеседование в фирме (имя фирмы-заказчика, как правило, не раскрывается до последнего момента). Часто рекрутер "наставляет" вас перед встречей. Его знаниям о заказчике можно смело доверять, выслушайте его максимально внимательно, многое из того, что он скажет, может вам пригодиться при прохождении собеседования. В то же время помните, что рекрутер заполняет вакансию, а вы ищете работу. Вы оба стремитесь достичь своих целей максимально эффективно, но смотрите на ситуацию с разных позиций. Вам надо точно представить свои возможности и запросы и не допускать ни ситуации, когда вы (под впечатлением от "наставления") преувеличиваете на собеседовании какие-то свои возможности (работать вам), ни ситуации, когда вы соглашаетесь на что-то, не очень устраивающее вас по условиям.

То, насколько часто вас приглашают на собеседование с работодателем, зависит от нескольких причин.

1 Соответствие вашего предложения современному спросу (если соответствие очень невелико, задумайтесь о консультации у специалиста, который помог бы вам спланировать вашу карьеру, подсказал бы, что надо изменить, какие дополнительные навыки приобрести и т. д.).

2. Среди агентств тоже иногда существует "специализация": многие подбирают работников определенных специальностей и уровня. Если вы можете узнать подобную информацию об агентстве, то отдайте предпочтение агентству "вашей" специализации.

3. Некоторые агентства работают, можно так выразиться "поточно": к клиенту посылается много кандидатов (в этом случае попасть вам на собеседование в фирму проще и случается это чаще); другие используют "точечный" подбор - сначала из большого количества кандидатов тщательно отбирают нескольких человек, и только их показывают клиенту (при работе с таким агентством ваша встреча с непосредственным работодателем - дело редкое).

После собеседования позвоните рекрутеру, поделитесь впечатлениями (очень корректно!), поинтересуйтесь, может, уже есть информация о вас. Вообще, при грамотно построенном взаимодействии рекрутер становится вам "опекуном". Он даже может позвонить вам некоторое время спустя после трудоустройства, чтобы выяснить, как вам работается. Не стоит пугаться такого внимания, он заинтересован, чтобы и вы, и заказчик были довольны.

  Скажем еще о некоторых нюансах. Вы использовали несколько способов поиска работы, в том числе искали место с помощью агентств. Нашли работу и уже несколько месяцев работаете, а тут "сработало" ваше резюме, поданное когда-то в агентство, и вас приглашают на собеседование, заманивают обещаниями. Подойдите к этой возможности внимательно, но трезво. Вам, как правило, ничто не мешает поговорить с рекрутером, но для смены недавно полученной работы у вас должны быть серьезные причины. 

Помните, рекрутер заинтересован в том, чтобы в случае трудоустройства с его помощью вы работали на этом месте как можно дольше, вы же заинтересованы в эффективной помощи рекрутера, поэтому будьте откровенны и конкретны и в описании своих возможностей, и в требованиях к месту будущей работы. По-моему, самым правильным названием вашего взаимодействия с рекрутером будет "сотрудничество", и, как любое сотрудничество, оно может быть результативным и безупречным, к этому стоит приложить усилия.