Вся история начинается с отбора. Если человек выглядит, как идиот, — возможно, он, правда, идиот. Не стоит тратить время на сотрудников, которые с вами не останутся, или вы их долго не протерпите.

Перед предпринимателем всегда стоят две противоположные проблемы:

1. Как найти хороших работников и их удержать?

2. Как заставить их работать очень эффективно и качественно за те деньги, что может предложить экономическое состояние предприятия?

Почему проблемы противоположные? Потому что при решении первой вы стремитесь создать работнику максимально приятные условия, всячески его финансово подбодрить и подарить на рабочем месте радость и комфорт. А при решении второй все ваши силы могут быть направлены на постановку все  новых и новых задач сотруднику, выжиманию из него последних соков, зарплаты и премии вы постараетесь ужать, а сами настроитесь быть жестким, суровым, ничего не прощающим управленцем. Ведь если вы простите какую-то маленькую мелочь, человек может позволить себе сделать это еще не раз или сделать что-то крупнее.

В маленьких или только открывшихся компаниях может вставать довольно примитивная проблема. Как платить наиболее ценным работникам, если у вас самих нет денег? Никак. Вы не заплатите работникам, если у вас нечем платить. Отдавать оборотные средства на закупку продуктов или жертвовать какими-то необходимыми шагами развития ради зарплатного фонда нельзя.

Если у вас нет денег, вы должны дать своим любимым и ценным кадрам  что-то, помимо зарплаты, – дайте им свои эмоции, свое уважение, энергию, дайте им другую мотивацию, общайтесь с ними, узнайте их интересы.

При такой ситуации у вас могут работать только те сотрудники, которые будут проявлять к вам наибольшую симпатию и которые ценят и верят в вашу компанию

На других не тратьте время. В общем, это и есть самый главный способ создать хорошую команду – долгий, сложный, но верный и стабильный.

Лучше отдать последнюю копейку, чтобы премировать сотрудника, чем сэкономить, и оставить его недовольным и неудовлетворенным. Он либо больше не будет делать таких подвигов, либо просто уйдет. Но и то, и другое ваше предприятие не обогатит. Всегда надо думать о будущем, всегда надо выстраивать систему развития персонала. НЕ экономьте сейчас, чтобы не переплачивать потом.

Если ваша компания небольшая настолько, что вы бы успевали встречаться и разговаривать с каждым  – делайте  это непременно.

Возможно, стоит один раз потратить неделю на человека и правильно его обучить, чтобы больше никогда не возвращаться к определенной проблеме.

Нет незаменимых людей. Однажды из-за наших же жестких требований две из двух уборщиц ушли с работы прямо во время обеда (а обед – это около ста посетителей, которые за минимальное время загрязняют максимальное количество посуды). Мы не стали падать им в ноги и кричать «Вернитесь, мы все простим!»,  хотя ситуация выглядела так, что еще полчаса, и надо будет закрываться и делать технический перерыв.

Sisters Cafe

Мы молча продолжали обслуживать гостей, предоставив ситуации решиться самой собой. Кстати, после попадания в огромное количество стрессовых и кризисных ситуаций, когда выхода вроде как бы и нет, начинаешь глубоко осознавать фишку, что в такой момент лучше расслабиться, и выход найдется сам собой. Так вышло и на этот раз – наш доблестный грузчик и повар пицца-цеха пришли на помощь и стали сами мыть посуду.

Вывод следующий: лучше иметь недостаточно большую команду верных и ответственных сотрудников, чем достаточную команду из разгильдяев, делающих вид, что работают.

Далее, когда вы нашли более или менее подходящих сотрудников, начинается процесс воспитания и привыкания к вашему месту работы.

В управлении персоналом есть очень жесткие и циничные приемы, которые работают. И добрые, и справедливые, которые чаще всего не работают. Какими пользоваться – решайте сами. Но в итоге я пришла  к выводу, что для управления коллективом нужно быть строгим и суровым. И чем больше этот коллектив, тем жестче надо быть. Очень жаль – но нет такого, что мило попросишь всех сделать красиво,  и все сделают красиво.

Еще одно важное правило – надо держать авторитет, завоевывать, если его не было сначала. Мы в своем росте в кафе прошли довольно тяжелый путь от полного неуважения до становления авторитета.

Начиналось с того, что сотрудники кухни были не нашими подчиненными, а работали в ресторане сверху. Пока в один прекрасный мартовский день не произошел поворот, в ходе которого мы вдруг стали их работодателями. До этого мы были для поваров официантками – неопытными, неумелыми и вечно в панике, а тут в один день стали руководителями. В итоге затянулась многомесячная борьба с чередой увольнений и наказаний, споров и конфликтов, в ходе которой приходилось постоянно показывать, кто в доме хозяин и, главное, – почему.

В рабочий полдень

Надо убирать субъективную точку зрения. Она всегда может вас дискредитировать. В данный момент, в возрасте 23 и 24 лет, нам с Иришей приходиться управлять людьми, которые не только намного старше нас, но и намного дольше в этом бизнесе работают. В итоге надо быть максимально рациональным, логичным, иметь точку опоры в фактах. Прошли те времена, когда начальники просто говорили: «Я так хочу!». Точку зрения нужно обосновывать, даже если «это ты тут все купил». Уважение сотрудников должно быть искреннее, а не купленное.

Если резюмировать наш пройденный путь на этом отрезке: раньше мы верили в то, что из каждого человека можно сделать более или менее хорошего специалиста в своей области. Это миф.

Люди, человеческий фактор – это самое сложное в любой работе. Нужно понимать, что физические свойства помидора вы как-то более или менее узнаете, прочитаете, как с ним обращаться и что из него получается, научитесь обращаться с техникой, сможете читать юридические документы, но познать каждого человека крайне сложно. Поэтому изначально надо выстраивать систему правил работы с сотрудниками. Если нет системы – рано или поздно будут сбои.

Очень полезная вещь, написанная в каждом захудалом учебнике менеджмента, –

необходимо, чтобы каждый, даже самый мелкий сотрудник, знал общую цель и миссию предприятия, знал его настрой и атмосферу.

Надо обязательно предлагать какую-то ценность, помимо денег.  Работа не должна быть никогда просто “работой за деньги”. Вы должны наполнять каждую должность идеей, начиная от уборщика и заканчивая управляющими.