Петербургские социологи пришли к выводу, что женщина в России до сих пор должна делать выбор между семьей и работой. Причем, забота о близких нередко исключает возможность делать карьеру и зарабатывать, а выбор в пользу карьеры и самореализации заставляет, так или иначе, жертвовать семьей. К такому выводу пришла доцент кафедры сравнительной социологии Санкт-Петербургского государственного университета Светлана Ярошенко. Ее статья ""Женская работа" и личное благополучие: технологии исключения в постсоветской России" опубликована в журнале НИУ ВШЭ "Экономическая социология", а также на портале OPEC.

По мнению С.Ярошенко, женщины на современном рынке труда оказались в ловушке. В условиях рыночной экономики обслуживания возможности женщин управлять жизненной ситуацией сужаются. С одной стороны, их желание самореализоваться в работе все еще разбивается о недоверие к женскому профессионализму и производительности. С другой стороны, и традиционная "монополия" слабого пола – забота о людях – становится экономически невыгодной, поскольку рынок обесценивает те виды труда, которые не приносят материального дохода.

Сфера услуг, где преимущественно трудятся женщины (торговля, образование, медицина, социальное обслуживание), расширилась. Но зарплата работниц в этих секторах остается низкой, как и престиж работы, связанной с поддержанием социальных отношений. В итоге люди, занимающиеся общественным трудом, оказываются на рынке менее конкурентоспособными.

Гораздо больше в обществе ценится предпринимательство – труд, приносящий доходы, пишет исследователь. Людям, которые занимаются таким трудом, даже приписывают "культурное превосходство". По сути же, речь идет о дискриминации женщин, альтруистически поддерживающих социальные связи. При этом вся ответственность за материальное содержание занятых общественно-полезным трудом перекладывается на общество.

"Так или иначе, женщины, занятые заботой о других, нередко оказываются наиболее бедными, что ударяет и по их детям. "Феминизация бедности" – так эксперты называют этот феномен", - говорится в статье на сайте OPEC. По мнению С.Ярошенко, эмансипация не шла гладко ни при социализме, ни при капитализме.

Причем даже в том случае, когда женщина может добиться успеха в карьере, она должна усвоить нормы «идеального работника", которым обычно считается мужчина. "Такой способ карьерного продвижения доступен женщинам с высокой классовой позицией (то есть с высоким экономическим капиталом) и при получении ими образования", – говорит С.Ярошенко. Таким образом, здесь исключение распространяется на женщин, не обладающих этими характеристиками.

Что касается эмансипации, как освобождения от домашних забот обеспеченных женщин, то она происходит за счет других женщин – тех, которые оказываются «внизу экономической стратификации».

Исследование показывает, что женщины в принципе ориентированы на работу. "Женщины готовы работать больше, но получают вознаграждение несоизмеримо ниже предпринимаемых усилий, не покрывающее издержек, связанных с отказом от дома или с поддержанием отношений, не вписывающихся в рыночную логику", – считает эксперт.

При любом сценарии, по мнению С.Ярошенко, встраивания в рыночную экономику обслуживания, женщины испытывают определенную дискриминацию. Один сценарий исходит из признания "женского различия". Второй сценарий дискриминирует женственность, подразумевая универсального андрогинного работника.

Почти все опрошенные С.Ярошенко – уборщицы, санитарки, социальные работники – признавали свой труд непривлекательным (но многие были склонны оправдывать низкую зарплату минимумом требований к квалификации). Радикальным способом решения проблемы был бы переход на другую работу, однако на рынке труда ограниченные возможности, что заставляет держаться за место. Социолог приходит к выводу, что работа этих женщин почти совпадает с альтруизмом, оказанием фактически бесплатной помощи людям. С другой стороны, их работа оказывается неким "приговором", уйти от которого трудно.

Но социолог уверена, что женщины будут стараться расстаться с тяжелым и недооцениваемым «гендерным» трудом, как только на рынке труда для них сложится более благоприятная ситуация.