21 марта 2014. Госдума ограничила Золотые парашюты тор-менеджерам гос компаний 3 окладами. Соответствующий закон был принят в третьем, окончательном чтении. Компенсации за досрочное увольнение оказались в центре внимания после отставки президента Ростелекома Александра Провоторова, чей "золотой парашют" составил более 200 миллионов рублей.

Госдума приняла в третьем чтении поправки в Трудовой кодекс РФ, ограничивающие размер компенсаций, выходных пособий увольняемым руководителям госкорпораций, госкомпаний, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, государственных внебюджетных фондов РФ, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, трехкратным размером среднего месячного заработка.

Трудовой кодекс РФ дополняется новой статьей, определяющей категории работников, на которых распространяются такие ограничения: это руководители, их заместители, главные бухгалтеры, члены коллегиальных исполнительных органов.

В случае расторжения трудового договора по соглашению сторон компенсация не выплачивается. Предусматривается, что в случае прекращения трудового договора с работником в связи с совершением им дисциплинарного проступка или других виновных действий (бездействий) выплата выходного пособия, компенсаций и назначение иных выплат в любой форме не допускается.

Ранее: Депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Александр Сидякин подготовил проект закона о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ. Изменения касаются статьи 145 ТК РФ («Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров»). Законодатель предлагает дополнить ее и ограничить зарплаты руководителей организаций, которые финансируются из федерального бюджета, ежемесячной зарплатой президента страны. До внесения на голосование документ будет обсуждаться на площадке ОНФ. По разным подсчетам, зарплата главы государства в конце прошлого года составляла порядка 270 тыс. рублей.

Нововведение будет касаться как руководителей органов государственной власти, так и топ-менеджеров крупнейших российских госкомпаний и госкорпораций, которые зачастую получают зарплаты, разительно отличающиеся от президентской.

Сам автор законопроекта рассказал «Известиям», что документ еще будет обсуждаться как на площадке ОНФ, так и в профильном комитете нижней палаты парламента, и в него, возможно, будут внесены некоторые коррективы.

Я предлагаю ввести «золотое правило»никто в нашей стране из тех, кто работает на руководящих должностях в госбанках, в ГУПах, организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней, госкорпорациях, не должен получать больше, чем президент. Это логично. Никакая управленческая должность не сравнится со сложностью и объемом работы, выполняемой первым лицом, — сказал автор проекта. — Вы знаете, что недавно широкий резонанс вызвало обсуждение ограничения размера «парашютов» топ-менеджеров с баснословными суммами. Моя инициатива находится в логике продолжения дискуссии по этой теме.

Сидякин напомнил также историю с многомиллионными доходами ректоров вузов, которая вызвала широкий резонанс в обществе.

— В конце прошлого года я по просьбе «Молодой гвардии» направил запрос министру образования с просьбой дать детализацию доходов 60 самых богатых ректоров вузов, чьи доходы превысили доход президента. Мне пришла отписка, — сказал Сидякин. — Это известная проблема, что нередко профессорско-преподавательский состав получает копейки, а ректор — миллионы. Аналогичная ситуация встречается и с главврачами, директорами, топ-менеджментом. Поэтому я предлагаю обсудить введение такого правила.

Новая норма ТК РФ подается в законопроекте как законодательная рекомендация, а не жесткая инструкция. При этом документ пока не определяет каких-либо санкций для чиновников и менеджеров, которые всё же посчитают, что их труд должен оплачиваться выше, чем работа главы государства.

Cопредседатель центрального штаба «Общероссийского народного фронта», глава «Опоры России» Александр Бречалов заявил, что поддерживает инициативу депутата Госдумы.

— Корректировать вопрос с зарплатой топ-менеджеров необходимо. У нас есть безумный перекос в зарплатах, — заявил он. 

Однако руководитель известного рекрутингового портала считает, что работникам госкомпаний легко удастся обойти ограничения по зарплате.

— В госкомпаниях вопрос о доходе каждого менеджера решается индивидуально советом директоров. Если зарплата его будет снижена, то другие бонусы увеличатся, и будут еще больше «закрывать глаза» на то, что его жена поставляет компании самые дешевые шпалы по самой высокой цене. Примеры Стива Джобса, работавшего за $1 в год и Билла Гейтса, который трудился за $5 официального годового дохода, учат нас тому, что основной доход может и не зависеть от официальной зарплаты. Я бы предложил нашим парламентариям рассмотреть пример Сингапура, где зарплата госчиновника напрямую зависит от зарплаты на аналогичной должности в коммерческом секторе. Она составляет 2/3 от зарплаты коллеги из частной компании.

Представитель одной из дочерних компаний «Газпромнефти» — ООО «Газпромнефть Оренбург» — Сергей Дужик считает справедливым решением, установить лимит госчиновников на уровне зарплаты президента России. 

— Вполне логично, что президент — первое лицо страны — должен получать зарплату большую, нежели его заместители по разным вопросам. И с этой точки зрения крайняя планка должна быть обозначена, — сказал Дужик. — Однако сама норма вряд ли поможет избежать коррупционных проявлений в госкомпаниях, потому что есть очень много способов увеличить доходы иначе, и премии — лишь один из них.

Президент Владимир Путин в своем выступлении в конце прошлого года указал чиновникам и руководителям госкомпаний на наличие у них множества излишних трат. Обращение было связано с приближающимся Новым годом, который многие чиновники и менеджеры готовились, как всегда, встретить с традиционным размахом за государственные средства.