Российским авиакомпаниям из-за нехватки кадров придется нанимать иностранных пилотов

Российские авиакомпании получать возможность нанять порядка тысячи иностранных пилотов  в течение ближайших пяти лет. Об этом сказано в опубликованном Министерством экономического развития проекте постановления правительства о порядке допуска иностранцев к выполнению функций командиров воздушных судов гражданской авиации.

В документе отмечается, что российским перевозчикам разрешат привлекать по 200 пилотов в течение пяти лет. В профсоюзе пилотов считают, что авиакомпании сэкономят на гастарбайтерах 20-30% от зарплаты их российских коллег.

Предполагается, что ежегодно Росавиация будет собирать заявки перевозчиков с указанием потребности в гастарбайтерах. Если это число превысит квоту, то Росавиация распределит 200 контрактов между компаниями пропорционально объемам их перевозок.

В соответствии с обнародованным документом, контракты с пилотами-гастарбайтерами можно будет заключать максимум на пять лет. По некоторым данным, порядок привлечения иностранных пилотов планируется утвердить до конца лета. Скорее всего, новый порядок введут уже в конце текущего года.

Как сказал в начале 2013 года заместитель министра транспорта России Валерий Окулов, иностранные летчики смогут приступить к работе в российских авиакомпаниях примерно через полгода. Это станет возможным после соответствующих изменений в законодательстве. 

Ранее Министерство опубликовало для общественного обсуждения проект поправок в Воздушный кодекс и закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данные документы предполагают снятие ограничения на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Представители летных профсоюзов резко выступили против того, чтобы ограничения были сняты для иностранцев. Например, конфедерация труда России обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой запретить корректировку законодательства. В письме к президенту, подписанном президентом Конфедерации и членом президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека Борисом Кравченко, выражалась серьезная озабоченность в связи с инициированными компанией «Аэрофлот» поправками. По мнению противников данной идеи, прием на работу в российские авиакомпании пилотов из стран СНГ подорвет систему подготовки летчиков в нашей стране, а также может привести к терактам на воздушных судах, поскольку проверить связь иностранца с радикальными группировками удастся далеко не всегда.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев в свою очередь объяснял, что вопрос даже не стоит о том, «нужно или не нужно набирать иностранцев». «Мировая авиация идет к тому, что вскоре возникнет полностью открытый рынок труда, на котором к авиапилотам будут предъявляться одинаковые квалификационные требования. И если мы не будем заниматься этим, то подобная изоляция сделает наши компании неконкурентоспособными», – отмечает он.

По словам Олега Пантелеева, представители летных профсоюзов очень много говорят о том, что «мы должны самостоятельно готовить пилотов, так как от этого зависит безопасность государства и т. д.». Но даже при том, что к середине десятилетия планируется принимать в учебные заведения гражданской авиации порядка тысячи курсантов, в лучшем случае пройдет еще 5-7 лет, прежде чем эти выпуски смогут покрывать потребности авиакомпаний.

«У нас уже сейчас есть серьезный дефицит. И не зеленых мальчишек, а высококвалифицированных командиров воздушных судов, которых и надо привлекать из зарубежья. Начинать это надо с попыток набора специалистов из Казахстана и Белоруссии», – заключил Олег Пантелеев.

Стоит отметить, что большинство экспертов, обсуждая перспективы пополнения отрасли иностранными пилотами, предполагали, что работать они будут не хуже россиян. Вместе с тем высказывалось мнение, что такая мера создаст угрозу разрушения системы подготовки летчиков в России.