Эксперты рынка труда считают, что в конце декабря - перед Новым Годом и сразу после новогодних каникул россиян ожидают массовые увольнения. В первую очередь это коснется работников в области строительства, банковской сферы, а так же сферы продаж товаров и услуг премиального уровня. Теоретически, под массовые сокращения может попасть до 10% всего работающего населения России.

Как это обычно бывает на рубеже двух календарных периодов, ожидается две крупных волны увольнений и одна поменьше.
Первая волна увольнений привязана к предварительному подведению итогов за год. Это обычно происходит в начале декабря, чтобы к середине декабря можно было определить самые слабые бизнес-направления внутри компании и успеть уволить самых «ненужных» сотрудников еще до наступления Нового Года. Это позволяет убить сразу двух зайцев: заметная экономия на фонде заработной платы в январе (вспомним про длинные новогодние каникулы и период «раскачки» работников после них), плюс у оставшихся работников за время длительных праздников поутихнут эмоции, связанные с увольнением их коллег. О самих увольняемых, о том какое у них будет настроение на Новый Год руководство компаний как правило не думает.
Вторую волну увольнений стоит ждать в конце января и до середины февраля. В этот период работодатели окончательно подбивают итоги за прошедший год и определяют, кого еще можно «оптимизировать». Если под первую волну сокращений обычно попадают специалисты по рекламе и PR, маркетологи и менеджеры по персоналу, то вторая волна уже состоит из производственного персонала, бухгалтеров и обслуживающего персонала (офис-менеджеры, курьеры, кладовщики, водители). Под категорией «производственный персонал» в рамках данной статьи подразумеваются те сотрудники, которые непосредственно создают продаваемый продукт или услугу компании: токари на металлообрабатывающем предприятии, повара в ресторане, продавцы-консультанты в бутиках.
Ну, третья волна увольнений — уже совсем маленькая, происходит в крупных компаниях по итогам собраний учредителей и касается наемных топ-менеджеров. Да-да, тех самых топ-менеджеров, которые проводят первые две волны «оптимизации штатов» (сокращением это стараются не называть, в противном случае работодателю придется выплачивать законные компенсации увольняемым сотрудникам). И если результаты деятельности компании собственников не устраивают, то они «оптимизируют» уже генеральных и финансовых директоров, а заодно всяческих директоров по развитию.
Кстати, если сокращение штатов нельзя назвать сокращением штатов, то как же топ-менеджеры проводят эту процедуру?
Есть несколько проверенных вариантов:
1.    Самый простой и дешевый (во всех смыслах этого слова) — это метод формальных придирок: контроль с секундомером времени прихода / ухода работников, исполнения всевозможных внутренних правил и процедур (особенно тех, что существуют только на бумаге и никем никогда не проверялись), внезапное повышение требований к качеству работы.
2.    Невыполнимые производственные задания и планы.
3.    Подстава: можно, например отдать неугодному сотрудники приказ, выполняя который он нарушит какие-нибудь правила и стандарты, а если откажется выполнять — пригрозить увольнением за неисполнение обязанностей. Если речь идет о рабочих — тут еще проще: можно принести перед началом смены в раздевалку хорошего алкоголя, поздравить их, а через полчаса предложить всей бригаде выбор — уволиться самостоятельно, или по статье за пьянство.
4.    Всевозможные процедуры оценки и аттестации. Богатые компании для создания объективности процедуры могут привлечь даже внешние организации.

А в том случае, если сотрудники получают всю свою зарплату, или большую её часть «в конвертах», работодателю достаточно объявить о том, что черная часть заработной платы больше в компании выплачиваться не будет — и работники сразу же выстроятся в очередь за получением своих трудовых книжек.

волна массовых увольнений