В выступлении 6 октября 2013 президент России Владимир Путин заявил, что основой будущего роста экономики должно стать увеличение производительности труда.

Действительно, по всем параметрам российская экономика является одной из крупнейших, а значит успешных в мире. Отстаём мы лишь по отношению капитализации фондового рынка к  ВВП, и производительности труда, которая у нас примерно в 2 раза ниже, чем в Европе, и в 3-4 раза ниже, чем в США. Нынешний высокий уровень жизни россиян обеспечен Тюменской губернией, экспортом природных ресурсов. Россияне, на самом деле, в целом живут намного лучше, чем работают. 

Президент надеется, что сможет изменить ситуацию. Как известно, именно быстрый рост производительности труда в Германии и Японии после Второй мировой войны сделал из проигравших держав экономических монстров. При этом им было легче, чем нам. Они были очень жестко ограничены в военных расходах, их безопасность фактически обеспечивали США. Однако шансов для успеха заявленной президентом модернизации немного. Конечно, невидимая рука рынка сделает свое дело. В целом по экономике производительность труда в обозримом будущем будет обгонять темпы роста ВВП и промышленного производства. Вместе с тем, ни экономическая ситуация, ни менталитет нации не будут способствовать рывку в этом направлении.

В России очень низкая безработица. Трудоспособного населения мало, люди не боятся потерять работу. Плюс в России очень сильны левые социалистические идеи, чувство справедливости у нас более значимо, чем жажда наживы. Классический принцип капитализма «много работать и быть скромней» у нас не очень популярен. Нет культа успеха.

С моей точки зрения, надо идти не путем повышения производительности труда, а путем наращивания инвестиций в наших основных конкурентных секторах: нефтегаз, ВПК, атомная промышленность. Инвестиции может наращивать как напрямую государство, так и госкомпании. Благо, государство доминирует в наших конкурентных секторах. Здесь ключевой вопрос — это коррупция. Пока она составляет 20-25% инвестпрограмм в госкомпаниях. «Роснефть» — приятное исключение. Для модернизации уровень коррупции необходимо снизить хотя бы до 10%. Александр Разуваев, Афльпари