Бывший мэр Москвы Юрий Лужков назвал ошибочным решение действующих властей столицы о сносе торговых павильонов у станций метро. В интервью Русской службе Би-би-си он заявил, что "когда в экономике страны так много проблем, совсем не время так расправляться с малым бизнесом". При этом он отметил, что у многих владельцев снесенных строений, которые власти называют "самостроем", были официальные разрешения на их деятельность. У нынешней московской мэрии борьба с торговыми павильонами стала "какой-то идеей фикс", добавил Лужков.

Борьба с малым и средним бизнесом

Политик Алексей Навальный во вторник заявил, что понятие "самострой" неприменимо к снесенным торговым павильонам. По его словам, самовольно построить здание в столице, подключить его к электричеству и канализации, получить разрешение на торговлю, лицензию на продажу спиртных напитков, зарегистрировать кассовый аппарат, заключить с городской подрядной организацией договор на вывоз мусора невозможно без участия чиновников. "Невозможно было это все построить без бумаг, согласований и взяток", – заявил оппозиционер в своем блоге. В связи с эти он потребовал привлечь к ответственности "бывших и нынешних чиновников, разрешивших или "не заметивших" строительство" снесенных торговых павильонов.

Депутат Госдумы Дмитрий Гудков также заявил, что находящиеся рядом со станциями метро павильоны не были "самостроем" и власти не имели права их сносить, поскольку у их владельцев были все необходимые разрешения. "На каком же основании павильоны снесли? А вот тут хитрость. Только недавно Москва приняла закон, согласно которому такие строения могут быть признаны опасными, если под ними или рядом проложены газо-, водо- и прочие сети. И, естественно, срочно эти сети проложила", – сообщил Гудков в "Фейсбуке".

Предприниматель Дмитрий Потапенко, обвинивший ранее высшее руководство России в умышленном разрушении экономики, назвал снос торговых павильонов в Москве "финальной частью борьбы столичных властей с малым и средним бизнесом". В интервью интернет-изданию Rus2Web он заявил, что всего в столице работали более 30 тысяч предпринимателей розничной торговли. По его словам, не у всех из них были разрешения на торговые площади, однако, как минимум, у 20 процентов малых предпринимателей с документами все было в порядке.

С осуждением сноса торговых павильонов выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он заявил, что его "удручает" то, что людей "выгнали на улицу", ничего не предложив взамен уничтоженного бизнеса. По его словам, своими действиями власти Москвы "озлобляют людей" и это может "кончиться плохо". Зюганов отметил, что он поручил "разобраться" в вопросе сноса торговых павильонов.

Ночной разгром в Москве

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что городские власти готовы предоставить возможность строительства новых торговых объектов владельцам снесенных в ночь на 9 февраля строений

На своей странице в социальной сети «ВКонтакте» Собянин рассказал, что снесенные во вторник строения были опасными для москвичей, поскольку они были незаконно возведены на инженерных коммуникациях и над технической зоной метро. По словам мэра, это происходило при явном попустительстве либо содействии чиновников.

Бывшим владельцам снесенного самостроя власти пообещали при их желании предоставить возможность построить торговые объекты в других местах и на законных основаниях. При этом он не уточнил, получат ли предприниматели какие-либо преимущества при создании нового бизнеса.

В свою очередь, заместитель главы комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский заявил ТАСС, что в нижней палате может быть принят законопроект, предусматривающий компенсации предпринимателям в случае сноса их торговых павильонов, включая предоставление за счет города аналогичных торговых точек, а также возможность заключать договор аренды минимум на 7 лет.

Бизнес-омбудсмен Москвы Михаил Вышегородцев, комментируя жалобы владельцев снесенных павильонов, посоветовал им обратиться в суд. По его словам, у некоторых предпринимателей уже есть принятое в их пользу решение. Он уточнил, что несколько бизнесменов подали иск в Верховный суд с требованием дать комментарий, имели ли право городские управы сносить их павильоны.

В ночь на 9 февраля в Москве начался снос строений, признанных властями объектами самовольного строительства. По словам главы столичной Госинспекции по недвижимости Сергея Шогурова, речь идет о 97 объектах в различных районах города. «В 90% снесенных павильонов реализовывались непродовольственные товары, в частности они пользовались популярностью у букмекеров и салонов сотовой связи», — сказал чиновник.


Другую цифру по снесенным объектам РБК назвал координатор предпринимателей Станислав Петров. По его словам, за ночь в городе были разрушены 103 объекта. Среди них ТЦ «Альбатрос» у метро «Щелковская», а также торговые ряды у станций метро «Чистые пруды», «Кропоткинская», «Арбатская» и «Улица 1905 года». Из первоначального списка предназначенных под снос построек (в нем было 104 объекта) уцелела лишь «Пирамида» на Тверской улице. Владислав Васнев, совладелец комплекса «Пирамида», подтвердил РБК эту информацию. «Мы сделали все, чтобы этого не произошло», — сообщил он, отказавшись раскрывать подробности.

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на председателя отраслевого отделения коммерческой недвижимости «Деловой России» Эдуарда Гуляна сообщала о том, что на 50 объектах документы о собственности были оформлены по всем правилам, а собственники 27 объектов имели на руках вступившие в силу решения судов об отсутствии самостроя.

По данным издания, в некоторых случаях спор дошел до Верховного суда, а решения приняты не в пользу московских властей. Верховный суд отказался пересмотреть решение по иску Москвы к владельцу павильона в 254 кв. м на ул. Народного Ополчения — ООО «ТДКМ», в итоге строение не было признано самостроем. Проиграли власти кассацию по аналогичным искам к фирме «Альбатрос», владельцу торгового комплекса «Пассаж Альбатрос» у метро «Щелковская», а также иски к владельцам павильонов у «Арбатской» и «1905 года».

При этом собственники указывают, что суды не удовлетворили ни одного ходатайства об обеспечительных мерах, запрещающих снос.