По подсчетам  Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП), число банкротств в России приближается к историческому минимуму. Причем растет количество банкрот постоянно. Так в 3-ем квартале, по сравнению с 2 кварталом 2017 года их стало больше на 3%, а если сопоставить данные с третьим кварталом 2016 года, то прирост составил 12.4%, что в абсолютном значении выражается в 3227 банкротств за 3-й квартал 2017 года.
Эксперты считают, что в росте количества банкротств виноваты два фактора:
Первый из них — низкий потребительский рост. Это вызвано тем, что реальные доходы россиян последние 3 года только снижаются. По данным Росстата за первые три квартала 2017 года они упали еще 1.2%.
Председатель совета Московской международной валютной ассоциации Кирилл Тремасов комментирует ситуацию: «У нас не было такого длительного периода падения реальных доходов населения. Весь бизнес, ориентированный на потребительский спрос, пострадал наиболее сильно в этот кризис, и тренд здесь пока негативный».
Второй фактор: слишком медленное снижение ключевой ставки. В начале 2017 года ключевая ставка была установлена на уровне 10%, а в конце октября была понижена только до 8.25%. При этом инфляция снижалась быстрее: летом инфляция перешагнула запланированные Центробанком 4%, а в конце октября достигла рекордных 2.7%. 
Владимир Путин заявлял, что это должно стать фактором снижения ключевой ставки. Но директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев в четверг на круглом столе во ВШЭ о снижении ставки заявил: «Сама по себе разница между ставкой и инфляцией ни о чем не говорит. Важен баланс рисков. За ним и следим». Он убежден в том что инфляция в следующем году вернется к значению 4% в год.

Член президиума генерального совета «Деловой России» Михаил Левчук считает, что «ставка снижается непонятным образом, слишком медленно». 
«И это ощутимо в условиях особенностей последнего кризиса. Если прошлые кризисы компенсировались тем, что за счет девальвации рубля с рынка уходили иностранные товары, уступая место отечественным компаниям, то теперь такого эффекта нет. Механизм скачка национальной валюты не сработал. Впрочем, в последние несколько месяцев динамика «скорее положительная» - комментирует г-н Левчук.

Согласно данным ЦМАКП количество банкротств за август и сентябрь 2017 года превысило уровень, достигнутый в марте 2015 года и вплотную приблизилось к рекордным показателям октября 2009 года.
Аналитики считают, что новому всплеску банкротств способствует тот момент, что многие компании, которые находились на грани банкротства еще 2015 году, но все же смогли удержаться, сейчас полностью исчерпали все свои  резервы. Компании — экспортеры держались за счет слабого курса рубля, применения политик по сокращению издержек и оптимизации штата, но это не может продолжаться бесконечно.
Макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов дал следующий комментарий: «В нынешних условиях политика ЦБ не так важна. Банкротства обычно связаны с небольшими компаниями, а им кредиты выдают в лучшем случае под 15%. На этом фоне масштабы снижения ставки довольно незначительны. Тем более такие фирмы, как правило, берут «перехватывающие» кредиты — на финансирование текущей деятельности, а не для долгосрочных инвестиций.»
С ним согласен и г-н  Тремасов: Если банк видит, что спрос на вашу продукцию слабеет, он не перекредитует вас ни при каких ставках». 

Банкротства по секторам экономики
Волна банкротств затронула все секторы экономики. Но некоторые пострадали сильнее остальных. Максимальные показатели банкротств наблюдаются в торговле (300 банкротств в сентябре), пищевой промышленности, машиностроении. Всего в сентябре обанкротилось 1127 предприятий. Положительная динамика замечена только в сфере коммерческих услуг и металлургии — там количество банкротств снизилось на несколько единиц.
Наиболее тяжелая ситуации сложилась в сфере строительства. В течение 2017 года, число обанкротившихся строительных компании обновляет рекордные показатели ежемесячно. То есть такого числа банкротств строителей, как 2017 году, в России еще не наблюдалось. Так, в течение только сентября состоялось 242 банкротства. 
Строителям могло бы помочь ипотечное кредитование, но его рост в текущем году заметно снизился. Аналитики рынка недвижимости считают, что в ближайшем будущем ситуация в сфере жилищного строительства не будет улучшаться, так как для этого россияне должны ощутить уверенность в экономических перспективах, а её как раз и нет. 
Сейчас хорошо только тем строительным компаниям, которые участвуют в государственных и нефтегазовых проектах — там с финансированием нет никаких проблем.

Михаил Левчук, исполнительный директор в компании по разработке систем безопасности также отмечает плаченое состояние в строительной сфере: «Мы приходим за строителями. Соответственно, мы эту динамику видим. Коммерческое строительство полностью остановилось».

На последок, в качестве «вишенки на торте» стоит привести высказывание г-на Тремасова:
«Однако стройка — специфический сектор. Тут банкротства могут быть частью схем участников».

Выросло количество банкротов