Какой навык способен вывести карьеру на новый уровень?
Безусловно, умение вести переговоры. Вероятно, топ-менеджеры добиваются успеха именно благодаря способности понимать, где следует уступить, а где — отстаивать свои интересы, когда можно торговаться, а когда пора остановиться. От этого умения зависит многое: заработная плата, бонусы, новые перспективы, получение бюджета, расширение команды, успех важной сделки.
Давайте разберёмся, как улучшить способность находить решения, выгодные для обеих сторон.
Во-первых, переговоры изучает наука конфликтология. Конфликт всегда развивается по определённым этапам: эскалация, тупик, разрешение. Если вы боитесь показаться конфликтным на работе, то прочитайте книгу Джеффри Рубина и Дина Пруйта под названием «Социальный конфликт».
Во-вторых, есть несколько основных стратегий поведения в конфликте. Уступки, попытки избежать или проигнорировать проблему со временем неизбежно приводят к эскалации конфликта. Причина в том, что другая сторона воспринимает уступки как признак близкой победы и усиливает давление. Если ситуация доходит до точки, где уступать больше некуда, возникает эскалация.
Затем необходимо найти решение, предпочтительно win-win, при котором участники переговоров думают о том, как увеличить общий «пирог» и прийти к результату, выгодному для всех, а не к win-lose, когда кто-то пытается отрезать себе кусок побольше.
В-третьих, когда мы слышим слово «переговоры», то представляем себе манипуляторов, стремящихся что-то получить за чужой счёт, и внутренний голос сразу говорит: «Я не такой». Однако выигрыш одного за счёт другого — это невыгодно. В книге Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта» такая ситуация, когда выигрыш одного равен проигрышу другого, называется игрой с нулевой суммой. Проще говоря, проигрывают все.
В-четвёртых, по мнению профессора Ингемара Дирикса из бизнес-школы Insead, тот, кто добился своего за счёт другого, в итоге проигрывает. Например, если вы получили значительную скидку от подрядчика, то можете столкнуться с низким качеством услуг, и в следующий раз с вами просто не захотят работать, потому что это невыгодно.
Ингемар также считал, что хороший переговорщик подобен архитектору, который может по-разному структурировать сделку. Вы можете играть с семью-восемью переменными, не сосредотачиваясь только на одном самом важном пункте сделки, а обсуждая несколько условий.
В-пятых, как подтверждение идеи о том, что переговоры должны быть взаимовыгодными, профессор Гарвардской школы переговоров Роджер Фишер и его соавтор Уильям Юри назвали свою книгу, переведённую на 25 языков, «Переговоры без поражения». Авторы утверждают, что для достижения успеха важно понимать проблему с точки зрения другой стороны. Метод основан на четырёх принципах: необходимо отделять людей от проблемы, сосредотачиваться на интересах, а не на позициях, придумывать варианты решения и обсуждать, чего хочет или не хочет каждая из сторон, вместо того чтобы спорить о необходимости уступок.
В-шестых, был случай на собеседовании, когда соискатель начал активно торговаться при обсуждении зарплаты с собственником. В результате уровень обсуждаемого годового дохода изменился. А в конце встречи глава компании сказал ему: «Надеюсь, вы будете отстаивать интересы моей компании точно так же».
Статьи о работе
17.03.25 →
Поколение Z: стремление к успеху без усилий?
14.03.25 →
Как выбрать компанию для трудоустройства?
Все статьи