Компании всё больше тратят на массовый персонал.
Расходы компаний на закрытие вакансии руководителя и массового сотрудника могут быть сопоставимы. Это связано с тем, что соискатели не проявляют большого интереса к предлагаемым позициям, а текучесть кадров увеличивается. За год на одном рабочем месте может смениться несколько человек, из-за чего совокупные затраты на подбор кандидатов значительно возрастают. Сотрудники массовых профессий так часто меняют работу, что компаниям порой дешевле найти и нанять руководителя, чем поддерживать вакансию, занятую в течение года.
Затраты на многократное заполнение одной и той же вакансии в сегменте массового персонала за год могут оказаться равными расходам на поиск руководителя. К такому выводу пришли по результатам опроса более ста компаний из разных секторов экономики.
В среднем в опрошенных компаниях уровень укомплектованности персоналом составляет 93 %. Наиболее востребованная категория сотрудников — массовый персонал, его дефицит равен 8 %. Особенно остро нехватка ощущается в ритейле — там дефицит достигает 13 %.
Напомним, что по данным Росстата, уровень безработицы в России достиг нового исторического минимума в 2,6 %.
Нехватка работников не только увеличивает зарплатные предложения от компаний (по итогам прошлого года реальные зарплаты в стране выросли на 7,8 %), но и ускоряет текучку кадров.
За год количество размещённых вакансий по некоторым позициям массового персонала увеличилось на 200–300 %.
Особенно заметен рост потребности в сотрудниках складской логистики, особенно сортировщиках, стикеровщиках и кладовщиках. Это связано с активным развитием электронной коммерции и необходимостью обрабатывать увеличившиеся объёмы товаров.
Также наблюдается устойчивый спрос на работников сферы обслуживания: официантов, горничных, работников кухни. Это говорит о росте индустрии гостеприимства. При этом приток новых сотрудников в сегмент массовых профессий ограничен, поскольку молодые люди считают такую работу непрестижной и тяжёлой.
Повысить привлекательность рабочих специальностей помогает опережающий рост зарплат, но не все компании могут его себе позволить из-за экономических ограничений.
В затраты на подбор персонала могут входить все расходы по поиску подходящего кандидата — от покупки доступа к базе вакансий до оплаты труда рекрутёров.
Разовое закрытие позиции в массовом сегменте, конечно, обходится дешевле, чем найм руководителя. Медианные значения расходов для компаний составляют 13 тыс. и 97 тыс. рублей соответственно. Однако сотрудники массового сегмента за год работы (или даже за квартал или полугодие) могут сменить несколько работодателей. Это увеличивает затраты компаний на замещение таких вакансий.
Кроме того, в последнее время компании столкнулись с ростом расходов даже на единичную процедуру найма таких сотрудников. Воронки подбора при массовом найме стали очень большими: если раньше нужно было найти 10 претендентов на место, то теперь — 25. Соответственно сильно выросли затраты времени и ресурсов.
В настоящее время объявления о вакансиях на массовые позиции практически не привлекают соискателей, поэтому компаниям приходится нанимать большое количество рекрутёров для поиска и обзвона потенциальных кандидатов. При этом стоит отметить, что заработная плата рекрутёров в последнее время также увеличилась и сейчас составляет не менее 150–180 тыс. рублей.