Министерство труда предложило внести в Трудовой кодекс новые критерии, которые помогут определить, является ли занятость традиционной или нет.
По мнению Минтруда, это позволит более эффективно бороться с «серыми» схемами трудоустройства. Однако юристы считают, что эти критерии не являются чем-то новым, но принятие инициативы может привести к большей предсказуемости в судебной практике.
В качестве характерных признаков трудовых отношений предлагается рассматривать:
- устойчивый и стабильный характер отношений;
- подчинённость и зависимость труда;
- интеграция работника в организационную структуру работодателя;
- признание работодателем права работника на еженедельные выходные и ежегодный отпуск и другие.
Вместо трудовых договоров предлагается заключать договоры гражданско-правового характера. Работодатели в России часто уклоняются от оформления трудовых отношений с сотрудниками, как следует из пояснительной записки к законопроекту Минтруда. Поэтому министерство предлагает уточнить признаки трудовых отношений и расширить полномочия трудовых инспекторов.
По данным Роструда, в 2024 году было выявлено около 6 тысяч случаев нарушений в оформлении трудовых договоров. Работодатели часто заменяют трудовые договоры договорами гражданско-правового характера (ГПХ), чтобы экономить на сотрудниках, соглашается независимый эксперт Алексей Миронов.
Около трети работающих россиян согласны на зарплату «в конверте». По исследованиям сайтов работы, такие условия устраивают 31% респондентов. Однако, доля тех, кто соглашается на подобные схемы трудоустройства, снижается.
В свою очередь, как сообщили в пресс-службе Минтруда, органы исполнительной власти также активно работают в этом направлении. За последние три года были легализованы трудовые отношения более чем с 2,2 миллиона работников, или 98% от числа выявленных. Однако министерство считает необходимым усовершенствовать работу по легализации трудовых контрактов. Напомним, что права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, распространяются только на тех, кто заключил трудовой договор. Договор ГПХ не предусматривает подобных гарантий.
Чтобы предотвратить возможность подмены трудовых договоров другими формами сотрудничества между работодателями и персоналом, Минтруд предлагает уточнить признаки трудовых отношений. Как объясняют авторы законопроекта в пояснительной записке, «чёткое разграничение рассматриваемых договоров при их заключении позволит избежать смешивания отношений и исключить возможные спорные ситуации при применении труда».
Директор по правовым вопросам HR-платформы Николай Медведь считает, что предлагаемые изменения позволят государству не только лучше защищать работников, но и укрепить контроль над рынком занятости в целом. Ещё одна цель законопроекта — сбор НДФЛ и социальных взносов, от которых зависят пенсии и социальные выплаты.
В свою очередь, Александра Герасимова, партнёр юридической фирмы «Орлова \ Ермоленко», также считает, что предлагаемые изменения позволят государству не только лучше защищать работников, но и укрепить контроль над рынком занятости в целом.
Минтруд также предлагает уточнить полномочия Государственной инспекции труда. Как объясняет Александра Герасимова, в соответствии с предлагаемыми изменениями, трудовая инспекция должна будет проводить проверку и выносить предписание. В случае неисполнения предписания, инспекция получит право обратиться в суд с требованием признать отношения трудовыми.
По словам Александры Герасимовой, практическое применение этих норм будет зависеть от активности инспекции и наличия необходимого количества квалифицированных сотрудников для проведения подобных проверок. Роструд может сократить число трудовых инспекторов.
По словам Александры Герасимовой, критерии трудовых отношений, сформулированные в тексте законопроекта, не являются новыми. Они уже существовали ранее в судебной практике и активно применялись контролирующими органами в рамках проверок.
Ранее руководитель практики трудового права компании Анна Иванова отметила, что критерии были сформулированы ещё в 2006 году и опубликованы в рекомендации МОТ №198. По её словам, сложно сказать, как именно закрепление признаков повлияет на судебную практику, если российские суды уже давно ссылаются на данный документ.
Тем не менее, как подчёркивает Александра Герасимова, работодателям будет сложнее доказать, что отношения с сотрудником, закреплённые договором ГПХ, в действительности являются гражданско-правовыми, а не трудовыми. Николай Медведь объясняет, почему это так.
«Российская правовая система устроена так, что судебная практика не признаётся источником права. Даже постановления пленума ВС — несмотря на их авторитет — носят характер правоприменительных ориентиров, а не норм права. Закрепление критериев трудовых отношений на законодательном уровне — шаг к большей предсказуемости и единообразию правоприменения», — говорит он.
На вопрос о том, каким образом в суде можно будет ссылаться на закреплённые критерии, Александра Герасимова и Николай Медведь отвечают следующим образом: для установления наличия трудовых отношений опираются на совокупность факторов.