Молодым специалистам не дают дорогу: почему компании реже прибегают к программам стажировки.
В России становится всё меньше компаний, готовых работать со стажёрами. За последние два года их число сократилось на треть. В настоящее время программы стажировок предлагают менее половины работодателей, что соответствует уровню, который наблюдался до пандемии COVID-19.
Так, в 2022 году с молодыми специалистами работало 76% компаний. Что же повлияло на политику бизнеса? Ситуация со стажёрами напрямую связана с проблемами на рынке труда — профессионалов не хватает. Особенно остро эта проблема стоит в международной логистике, где требуются профессиональные знания и навыки.
Опыт работы со стажёрами не находит положительного отклика у компаний. Они брали в команду студентов, пытались их обучить и интегрировать в профессию. Однако конверсия оказалась невысокой: из десяти новичков только один успешно адаптировался и остался в компании.
Международная логистика представляет собой сложную область деятельности как с точки зрения продаж и привлечения клиентов, так и с точки зрения операционного сопровождения. Это делает её неинтересной или сложной для большинства людей. Кроме того, уровень зарплат в логистике не такой высокий, как в некоторых других сферах.
Многие компании предпочитает нанимать сотрудников с опытом работы в логистической отрасли. Этот подход оказался эффективным. Однако привлечение стажёров представляет собой трудоёмкий процесс для компании. Действующим сотрудникам приходится отвлекаться от своей работы, чтобы обучать новичков. Бизнес также тратит деньги не только на их обучение, но и на доплаты тем, кто берёт на себя эту задачу. В совокупности эти факторы делают проект по привлечению стажёров неэффективным.
Компании из сфер здравоохранения, недвижимости и строительства реже всего нанимают стажёров. Работодатели особенно жалуются на нехватку квалифицированных кадров. Однако бизнес не всегда готов нести ответственность за обучение стажёров, поэтому многие компании из индустрии коммуникации приостановили набор стажёров.
Вскоре стало понятно, что отказ от стажировок ведёт к старению младшего состава компаний, и программы возобновились. Молодая кровь нужна бизнесу — её отсутствие сильно повлияло на ситуацию с кадрами. 
Ранее компании экономили бюджет, так как стажировки бывают оплачиваемые и неоплачиваемые. При этом у компаний есть обязательства перед стажёрами: они должны получить определённые знания и документы. Только 15 % стажёров остаются работать в компании после завершения стажировки.
В настоящее время только 4 % молодых россиян могут пройти стажировку в компании бесплатно. Однако найм таких сотрудников всё равно выгоден для бизнеса, поскольку позволяет экономить.

Компании принимают стажёров, когда у них есть возможность и ресурсы для обучения молодёжи. Сейчас экономическая ситуация такова, что компании, наоборот, активно нанимают специалистов с опытом работы. Это связано с тем, что где-то произошло укрупнение бизнеса, международные компании ушли с рынка, а их активы были выкуплены российскими игроками. Для этого нужны профессионалы, знакомые с лучшими практиками (best practice).

Конечно, программы стажировок важны. Во-первых, они позволяют компаниям готовить кадры, создавая кадровый резерв. Во-вторых, это часто приводит к сокращению фонда оплаты труда, так как зарплаты молодых специалистов ниже. Такие сотрудники особенно востребованы в торговой, туристической, ресторанной и гостиничной сферах.

Сейчас происходит перестройка бизнеса: компании сосредоточены на оптимизации процессов, экономики и прибыли. Возможно, молодёжью начнут заниматься где-нибудь с начала 2025 года.
По информации от представителей власти, уровень безработицы среди молодых людей в 2023 году был чуть больше 5 %. За четыре года этот показатель снизился на 1,5 процентных пункта. Это говорит о том, что молодёжь всё чаще находит работу и интегрируется в рынок труда.

Однако стоит отметить, что проблема трудоустройства молодёжи остаётся актуальной. Для её решения необходимо создавать условия для профессионального развития молодых специалистов и их адаптации на рынке труда.