В ходе исследования, проведённого Ассоциацией менеджеров, были опрошены руководители более 130 компаний. Согласно полученным данным, средний годовой доход российских топ-менеджеров может достигать 20 миллионов рублей. Более половины опрошенных указали, что их доход не превышает 10 миллионов рублей в год. Примерно четверть респондентов призналась, что получает от 30 до 45 миллионов рублей ежегодно.
По мнению генерального директора компании «Элкат» Максима Третьякова, разброс значений слишком велик для того, чтобы делать однозначные выводы. Он отметил, что доходы топ-менеджеров зависят от размера подшефной компании: чем больше выручка юридического лица, тем выше заработок руководителя. Например, если бизнес зарабатывает 500 миллионов рублей, то доход его главы или собственника не может составлять 20 миллионов — такая модель не будет работать.
В исследовании подчёркивается, что данные о доходах топ-менеджеров не отражают всей картины, поскольку есть как более высокие, так и более низкие зарплаты. В малом и среднем бизнесе собственник часто сам выполняет функции топ-менеджера и получает достойную зарплату.
Доходы топ-менеджеров остаются стабильными, а 22% опрошенных даже предсказывают их рост. Это объясняется нехваткой квалифицированных управленческих кадров. Доход российского топ-менеджера включает фиксированную часть, которая составляет примерно половину вознаграждения, и переменную — с различными бонусами и премиями. Кроме того, четверть респондентов видят возможность участия в долгосрочных программах, которые позволяют топ-менеджерам стать управляющими партнёрами и получить долю в компании.
Меры по внедрению программ долгосрочной компенсации способствуют обеспечению динамики и стабильности в управлении, поясняет партнёр и основатель компании Future Today Денис Каминский.
Идея о том, что топ-менеджеры заинтересованы в долгосрочных компенсационных программах, не нова. Такие программы могут быть разнообразными: от прямого участия топ-менеджеров в качестве совладельцев до более сложных инструментов, таких как бонусы, зависящие от прибыли или продаж, а также другие формы вознаграждений, привязанных к финансовым результатам компании, но без права влиять на принятие решений. Существуют также опционы и фантомные опционы, которые создают иллюзию владения долей, требуя продажи этих опционов при уходе из компании.
Когда менеджер ощущает себя совладельцем компании, он принимает более обдуманные решения, ориентированные на долгосрочную перспективу, а не только стремится выполнить текущие показатели эффективности. Иногда эти две задачи могут вступать в противоречие: например, сокращение расходов может быстро увеличить прибыльность, но при этом снизить долгосрочную конкурентоспособность компании. Если же менеджер является совладельцем, то он с большей вероятностью воздержится от подобных решений.
Кроме того, авторы исследования рассмотрели подходы российских компаний к подбору топ-менеджеров. Большинство организаций предпочитают нанимать сотрудников в возрасте от 35 до 45 лет, так как у них есть необходимый опыт и свежие идеи. Молодых руководителей выбирают редко, как и кандидатов старше 45 лет — их доля не превышает 20%.
По мнению Ольги Сенатовой, директора по персоналу компании Oxygen, определяющую роль играют всё же личные качества. «Сейчас мы особенно ценим гибкость и умение адаптироваться к меняющимся условиям. При выборе и оценке кандидатов на первое место выходят их социальные навыки и уровень вовлечённости. И не важно, о руководителе высшего звена идёт речь или о сотруднике среднего уровня. Есть определённые критерии по возрасту кандидата: как правило, это 35–45 лет. Но опять же всё сводится к гибкости и адаптивности. Если кандидат соответствует возрастным критериям и при этом проявляет гибкость, заинтересован в успехе бизнеса и готов работать над достижением глобальных целей компании, то он будет более предпочтителен», — объясняет она.
Тренд сохраняется, однако всегда есть исключения из правил.
Согласно исследованию Ассоциации менеджеров, IT-директор является наиболее востребованным специалистом в сфере управления. Более половины респондентов отметили эту профессию как дефицитную. Также наблюдается нехватка директоров по корпоративному управлению и директоров по коммуникациям.