Возвращение 200 тысяч педагогов в профессию: планы Минтруда по решению кадрового вопроса
Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков на заседании Совета законодателей РФ сообщил, что до 2030 года в России необходимо подготовить или вернуть в профессию около 200 тысяч школьных учителей. Это необходимо для удовлетворения потребности российской экономики в кадрах, которая обусловлена увеличением числа учащихся в средней и старшей школе.
Потребность 200 тысяч педагогов в России
Ежегодно требуется готовить примерно 96 тысяч преподавателей, из которых 40 тысяч должны быть школьными учителями. Общая дополнительная потребность российской экономики в кадрах в сфере образования до 2030 года составляет более 480 тысяч работников, включая потребности всей системы образования: дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего.
В отрасли образования сейчас занято около 5,4 миллиона человек, из них почти 2,5 миллиона работают в государственных учреждениях. Среди них около 1,3 миллиона учителей, более 600 тысяч воспитателей детских садов, 260 тысяч педагогов дополнительного образования, 156 тысяч педагогов колледжей и 177 тысяч педагогов вузов.
Котяков отметил, что каждый четвёртый студент, обучающийся на педагогической специальности, не заканчивает учёбу. Уровень трудоустройства выпускников-педагогов на второй год после выпуска составляет 78%, но только 42% из них работают по специальности.
Средний возраст работников образования составляет 44 года, а среди школьных учителей — 46 лет. Около трети педагогов старше 55 лет.
Для решения проблемы Котяков предложил увеличить целевой набор по педагогическим направлениям и контрольные цифры приёма, а также развивать профориентацию для будущих абитуриентов.
Проблема нехватки кадров в образовательной сфере является актуальной для многих стран, включая Россию. Увеличение числа учащихся требует большего количества квалифицированных педагогов. Для решения этой проблемы необходимо не только готовить новых специалистов, но и создавать условия для возвращения опытных педагогов в профессию. Важно также работать над повышением привлекательности педагогической профессии для молодёжи, чтобы обеспечить приток новых кадров в сферу образования. Меры, предложенные Минтрудом, могут стать важным шагом на пути к решению этой проблемы.