Кто уйдет с госслужбы? Как реформы могут повлиять на чиновников
Наем государственных служащих начинает расти. Кадровые работники готовятся покинуть госслужбу и перейти на рынок труда. В федеральных и региональных государственных учреждениях планируется преобразовать кадровые службы в единую систему — об этом свидетельствфуют поправки, разработанные Минтрудом к закону «О государственной гражданской службе».
На горизонте ожидает реорганизация, сходная с централизацией бухгалтерий федеральных министерств и ведомств, проведенной казначейством в 2019–2022 годах. Это привело к уменьшению численности госслужащих на 10%, и, кроме того, позволило увеличить зарплаты оставшимся работникам и изменить систему их мотивации.
Государственные служащие, как федеральные, так и региональные, могут уступить место централизованному учету кадров с согласия их работодателей — именно такие поправки к ФЗ-87 «О государственной гражданской службе» разработал Минтруд. Фактически, это продолжение реформы управления, начатой в 2019 году. Тогда в аналогичную ситуацию попали работники бухгалтерий госучреждений, которые были переведены на централизованное обслуживание Федерального казначейства. В результате ряда оптимизационных мер численность федерального аппарата сократилась на 10%, а экономия была перераспределена на оптимизацию зарплат оставшихся сотрудников.
Такую же политику в отношении региональных чиновников правительство вновь возобновило лишь во второй половине 2024 года, и внесение поправок Минтруда может стать одним из инструментов этой политики. Экономия на кадровых службах в государственных учреждениях и региональных администрациях может помочь сократить разрыв в зарплатах между государственным сектором и рынком труда, который значительно увеличился на фоне подъемов зарплат в частном секторе из-за нехватки кадров и отсутствия переработки тарифных сеток в госслужбе с 2019 года.
По данным Минфина, в 2022 году в России было чуть более 700 тысяч чиновников федерального уровня, еще около 230 тысяч — регионального. Таким образом, поправки Минтруда могут затронуть кадровое обеспечение примерно 1 миллиона человек (сотрудники силовых ведомств в эту цифру не входят). Однако остающиеся 384 тысячи муниципальных чиновников не будут затронуты этой реформой, хотя в будущем подобные практики могут быть внедрены через «рекомендации» центра — данный подход характерен для плавной унификации практик в формально независимых ветвях российской государственной структуры.
Пояснительная записка к законопроекту также указывает на стандартную практику тестирования новых инициатив правительства в экспериментальном режиме: Минтруд осуществил мониторинг внедрения единой кадровой службы в госорганах 22 субъектов РФ и считает, что «закрепление» этого режима в профильном законе актуально для формирования «единых подходов к организации государственной гражданской службы субъектов РФ», унификации в регионах «применения нормативных правовых актов РФ» и оптимизации кадровой работы. На данный момент нормы ФЗ о государственной гражданской службе «не в полной мере учитывают возможность функционирования» единых кадровых служб.
Согласно законопроекту Минтруда, переход на централизованное кадровое обеспечение для федеральных и региональных госорганов будет осуществляться по решению руководства: президента и правительства, глав министерств и служб — для федеральных ведомств, губернатора и должностных лиц органов власти субъектов — для регионов.
Вопросы трудоустройства уволенных кадровиков и перераспределения фондов оплаты труда в документе не рассматриваются и, скорее всего, будут переданы руководству соответствующего уровня, как это было с сокращениями в бухгалтерских подразделениях.