Бизнес, связанный с ногтевым сервисом, перестаёт быть прибыльным. Предприниматели теряют интерес к открытию маникюрных студий, поскольку женщины всё меньше хотят посещать салоны. Мастера отмечают, что к концу 2024 года на ситуацию повлияли несколько негативных факторов.
Во-первых, в моде натуральность, и «голые ногти» становятся трендом. Во-вторых, профессиональный маникюр становится слишком дорогим удовольствием: за год цены выросли на 12% и превысили 2,5 тысячи рублей за процедуру. Многие женщины предпочитают ухаживать за ногтями дома, рассказала соосновательница студии «Прованс» Валерия: «Есть тренд на «голый маникюр», многие клиенты действительно ходят просто на гигиенический уход или переходят на домашние услуги, покупают ремувер и сами убирают кутикулу апельсиновой палочкой. Кроме того, даже у многих блогеров, на которых я сама подписана, заметила подборки из обычных лаков, которые можно купить на маркетплейсах».
Некоторые клиенты предпочитают сами покупать лаки и делать маникюр дома. Они объясняют это желанием менять цвет ногтей чаще, чем раз в три-четыре недели, как при использовании гель-лака.
Однако представители салонов отмечают, что главная проблема — нехватка квалифицированных мастеров. Иностранные специалисты уезжают из России в поисках более прибыльных мест работы. Местные мастера уходят в «домашний бизнес», поскольку не нуждаются в дополнительном доходе. Это особенно характерно для регионов, где жёны военнослужащих-контрактников часто отказываются от работы в салонах, рассказала руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. Кадровый кризис настолько серьёзен, что многие предприниматели вообще не решаются открывать новые салоны ногтевого сервиса. Как пояснила эксперт: «На сегодняшний день развитие этой сферы тормозят сложности с набором персонала. Переманивание мастеров и их переход на самозанятость были проблемами этой индустрии всегда, но в последние годы они усугубились из-за острой нехватки специалистов».
Сейчас жёны военнослужащих-контрактников, которые находятся на хорошем счету у работодателей и получают достойную оплату труда, в основном занимаются воспитанием детей. При этом они не нуждаются в дополнительном заработке. Эта тенденция прослеживается не только в салонах красоты, но и в целом в занятости женщин в регионах.
Поэтому многие предприниматели, которые раньше рассматривали открытие салонов красоты или маникюрных студий, теперь склоняются к запуску бьюти-коворкингов. В таких проектах владельцы бизнеса не занимаются подбором и удержанием персонала, а предоставляют мастерам только площадку для работы.
Повышение ключевой ставки Центрального банка также повлияло на индустрию красоты. Средства с депозитов вернутся в салоны не раньше марта 2025 года, и многие студии маникюра могут не пережить этот период, считает Игорь Стоянов, член Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты: «В ноябре индустрия столкнулась с проблемами, прибыль упала на 20% по сравнению с октябрём. Причины этого кроются в том, что люди традиционно откладывают расходы на последний месяц года. Кроме того, повышение ключевой ставки привело к тому, что деньги были положены на депозиты, а услуги салонов красоты отошли на задний план. Вероятно, в марте и апреле будет наблюдаться рост спроса, когда люди начнут тратить проценты, полученные с вкладов. Всё это негативно сказалось на индустрии. Моностудии, включая маникюрные, теряют свою привлекательность из-за высокой конкуренции со стороны коворкингов и тех, кто работает на дому. Ожидается, что в следующем году некоторые студии и сети закроются».