Новые требования к автомобилям такси: что ждёт водителей после принятия закона?
13 мая Государственная Дума приняла законопроект, регулирующий использование автомобилей в сфере такси с учётом их локализации. Цель закона — поддержать российскую автомобильную промышленность и установить единые стандарты для перевозок. Согласно документу, таксопарки и водители должны будут использовать автомобили с высокой долей комплектующих, произведённых в России.
Как изменится рынок такси в России после введения новых требований к автомобилям?
Для большинства регионов новые требования начнут действовать через год, но для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока предусмотрены отсрочки до 2028 и 2030 годов соответственно.
Под локализацией понимается производство автомобилей или их основных компонентов на территории России, вместо импорта готовых транспортных средств или запасных частей из-за границы.
Новый закон вводит систему баллов для оценки уровня локализации: чем больше элементов автомобиля произведено в России, тем выше рейтинг. Дополнительные баллы начисляются за наличие отечественных двигателей, коробок передач, электронных систем и других важных компонентов.
Для большинства регионов России закон вступит в силу 1 марта 2026 года. Для некоторых территорий предусмотрены переходные периоды: в Калининградской области и Сибирском федеральном округе требования станут обязательными с 1 марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе — с 1 марта 2030 года.
С 1 января 2033 года единственным критерием для включения автомобиля в реестр такси станет количество баллов локализации или решение правительства для машин, произведённых по специальным инвестиционным контрактам, заключённым после марта 2025 года.
Какие автомобили будут допустимы для использования?
С 1 марта 2026 года для регистрации автомобиля в реестре такси необходимо выполнение одного из двух условий. Первое условие заключается в том, что автомобиль должен набрать не менее 3200 баллов локализации, как это предусмотрено для государственных закупок, что подразумевает значительную долю российских комплектующих и сборки. На 2025 год к таким моделям относятся Lada (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич» (3 и 6), XCITE (X-Cross 7, X-Cross 8) и электромобили Evolute (i-PRO, i-JOY). Второе условие требует, чтобы автомобиль был произведен в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. В эту категорию входят модели Chery под брендом Tenet (производство на бывшем заводе Volkswagen), кроссоверы Exeed (бывший завод Mercedes-Benz), автомобили «Москвич», Evolute, а также Omoda, Jetour, Kaiyi и BAIC, производимые на калининградском заводе «Автотор». После 2033 года специальные инвестиционные контракты перестанут учитываться, и все автомобили должны будут соответствовать исключительно балльной системе локализации. Иностранные автомобили, не соответствующие этим критериям, не смогут быть зарегистрированы для работы в такси с указанных дат.
Бальная система, что это?
С 1 марта 2026 года для регистрации автомобиля в реестре такси потребуется выполнение одного из двух условий: автомобиль должен набрать не менее 3200 баллов локализации или быть произведённым по специальному инвестиционному контракту, заключённому с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. После 2033 года СПИК перестанут учитываться, и все автомобили должны будут соответствовать только балльной системе локализации.
Балльная система локализации оценивает степень использования российских комплектующих и технологий в производстве автомобиля. Баллы начисляются за различные операции и компоненты, такие как сварка кузова или кабины, окраска кузова, штамповка кузова, использование российских лакокрасочных материалов и производство рамы, подрамника и деталей экстерьера.
Должны ли мы заменить автомобиль?
Автомобили, которые уже включены в региональные реестры такси до 1 марта 2026 года, могут продолжать работать до списания при условии ежегодного технического осмотра и исправности. Однако для новых автомобилей или тех, которые будут регистрироваться после 1 марта 2026 года, обязательны требования локализации или производства согласно СПИК.
Какие ещё требования существуют?
Новый закон не отменяет существующие требования к автомобилям и водителям, установленные Федеральным законом № 580-ФЗ. Автомобили такси должны иметь контрастные «шашечки» на бортах и оранжевый фонарь на крыше, а в некоторых регионах, например, в Москве, должна соблюдаться единая цветовая гамма, например, жёлтая.
В салоне автомобиля должна размещаться информация о перевозчике, водителе, тарифах и номере записи в реестре. Также требуется наличие специального полиса ОСАГО для перевозчиков и договора ОСГОП, который обеспечивает страхование ответственности за вред пассажирам.
Закон важен?
Водители должны иметь статус индивидуального предпринимателя, самозанятого лица или быть сотрудниками таксопарка. Также они обязаны предоставить справку об отсутствии судимости и проходить ежедневные медицинские осмотры.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что цель закона — поддержать развитие отечественного автопрома. Закон позволяет продолжить работу заводам в Калининграде, Москве, Туле, Самарской области, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Кроме того, он устанавливает единые стандарты для такси по всей стране и стимулирует использование автомобилей, произведённых в России.