Компании, продающие услуги и продукты, предпочитают иметь в штате Customer Relationship Manager или CRM-менеджера. Этот сотрудник отвечает за взаимоотношения компании с клиентской аудиторией, грамотно организовывая работу с потребителями и контролируя уровень сервиса. Это позволяет значительно улучшить репутацию компании и привлечь новых клиентов, повысив эффективность маркетинговой политики до максимума. Для этого CRM-менеджер пользуется одноименными программными системами, с помощью которых все бизнес-процессы организации полностью автоматизируются и оптимизируются.

Задачи CRM-менеджера
В число обязанностей CRM-менеджера входят: сбор и анализ информации о поставщиках, клиентах и партнерах компании, полное управление клиентской базой данных, разработка и проведение маркетинговых акций, продвижение брендов и продуктов. CRM-менеджер составляет бюджеты для различных маркетинговых мероприятий и контролирует их использование. Также он информирует клиентов о готовящихся акциях, составляя списки рассылки, организовывает и курирует работу с партнерами, разрабатывает программы лояльности. В ходе общения с партнерами компании CRM-менеджер анализирует их требования и пожелания, совершенствуя и укрепляя деловые связи между ними и компанией.

Хороший CRM-щик способен решить любую проблему путем компромисса, выбить наиболее выгодные условия договоров и грамотно оценить надежность и перспективность потенциальных партнеров компании. Также он координирует работу с другими сотрудниками, чтобы разработанная маркетинговая программа была правильно реализована. В рамках этих задач CRM-менеджер генерирует задания для программистов, копирайтеров, промо-сотрудников и ассистентов, пишет инструкции для розничных торговых точек и контролирует их работу с покупателями. Отчеты, справки и презентации также на его плечах.

Качества и навыки CRM-менеджера
Чтобы стать профессиональным CRM-менеджером, в первую очередь необходимо обладать инициативностью, многозадачностью, гибкостью мышления, ответственностью, коммуникабельностью и стрессоустойчивостью. Работа с клиентами и партнерами предполагает постоянное общение по телефону или e-mail, поэтому менеджер должен быть предельно деликатен и неконфликтен.

Что касается навыков, то в сфере CRM желательно уметь оперировать методиками и программами анализа маркетинговой активности или продаж, разрабатывать ТЗ и функционал, составлять грамотные бизнес-планы, структурировать и анализировать большой массив информации. Также приветствуется опыт работы с соответствующим программным обеспечением, знание основ маркетинга и менеджмента, умение создания и ведения презентаций.