То, что пособия по безработице в России имеют фантастически малые размеры — общеизвестный факт. Денежные выплаты в рамках от 850 рублей до 4 900 рублей совершенно однозначно не могут служить компенсацией утраченной заработной платы для безработного гражданина. Даже максимально возможное пособие по безработице составляет половину от официального прожиточного минимума. Совершенно понятно, что прожить на эти деньги, не имея других источников дохода — просто невозможно. Но похоже, наше правительство считает иначе.
Кабинет министров опубликовал законопроект, по которому пособие по безработице в 2018 году останется на прежнем уровне, который был установлен в далеком 2009 году. Эксперты сходятся во мнении о том, что пособие должно составлять минимум 70% от прожиточного минимума, чтобы пусть даже и временно поддержать дееспособность безработного гражданина. В принципе, некоторые чиновники с это понимают, но движения в сторону изменения ситуации пока не наблюдается.

Ситуация стабильная
Несмотря на то, что последние 8 лет пособие по безработице находится на одном уровне, рубль за это время успел двукратно обесценится по отношению к доллару, а суммарный размер инфляции составил от 100% до 150% по различным группам товаров и услуг. О том, что прожить на пособие по безработице в течение месяца практически невозможно, было понятное еще в 2009 году, а в 2018 году эти суммы вызывают лишь горькую усмешку.
Законопроект, оставляющий размеры выплат по безработице на прежнем уровне, вызвал шквал критики. Отдельно нужно учесть тот момент, что в большинстве случаев безработные получают минимальный размер выплат — 850 рублей в месяц. Как рассказала в своем интервью для Газета.ru  Татьяна Малева из РАНХиГС - «Назначая такое пособие человеку, не имеющему иного дохода, кроме как зарплаты, государство обрекает его на нищенствование. Нижняя граница в 850 рублей это 8% от прожиточного минимума, который, в свою очередь, также не отражает реальных потребностей для человека. Хотя, получая пособие в размере 1000 рублей, 11000 покажутся сумасшедшими деньгами».
Председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНП) Михаил Шмаков считает такое пособие позорным и что его уже давно пора менять. По мнению г-на Шмакова, оставлять такой размер выплат для безработных – большая ошибка кабинета министров и позор для «великой страны», какой себя позиционирует Россия. Размер пособия, конечно должен побуждать безработных граждан к поиску других источников дохода, но все же должно обеспечивать минимальные физиологические потребности человека, а 850 рублей в месяц на это однозначно не хватит.

Поддержки не будет
По планам правительства к 2019 году в России должны сравняться размеры прожиточного минимума и МРОТ — это поможет привести их наконец к единому знаменателю и позволит увеличить заработные платы для тех 5 000 000 российских граждан, кто входит в категории низкооплачиваемого персонала.
В существующих условиях размер пособия даже для низкооплачиваемого персонала выглядит оскорбительно маленьким. Некоторые эксперты считают, что действующий размер пособия подталкивает к вопросу об  его отмене как нецелесообразном. Статья 30 Федерального Закона «О занятости населения» говорит о том, что пособие по безработице привязывается к средней зарплате гражданина в процентном соотношении, то есть в теории выступает неким частичным компенсатором потерянной после увольнения заработной платы.
Но в текущей ситуации пособие такую функцию выполнять не способно.

Работодатели и профсоюзы также против идеи сохранения размеров пособия. К ним присоединились и некоторые депутаты Госдумы. Например Ярослав Нилов из ЛДПР заявил в своем интервью для РИА Новости, что подходы к определению размеров пособия должны быть изменены, что прожиточный предел ежегодно увеличивается, цены растут, доходы населения в номинальном выражении увеличиваются, а выплаты безработным остаются на том же уровне, что и почти 10 лет назад. Ярослав выразил заинтересованность в изменении подходов и повышении пособия, но сослался на «вечные» отговорки со стороны Кабинета Министров, мол, «денег нет».
Комитет по труду и социальной политике, который возглавляет Нилов, обратил внимание на проблему во время рассмотрения госбюджета. В своем итоговом заключении парламентарии отметили, что новый проект документа по-прежнему не учитывает повышения для пособия гражданам, потерявшим работу, оставляя его без индексации с 2009 года. При этом в самом правительстве прогнозируют, что по результатам будущего года размер прожиточного минимума вырастет по отношению к показателям 2009 года более чем в 2,2 раза. Отсутствие индексации в столь длительных временных пределах уничтожает покупательную способность пособия, демотивируя безработных обращаться за государственной помощью в трудоустройстве.
А это в свою очередь, порождает такое явление как «теневая безработица» (то есть безработные просто не регистрируют свой статус) и искажает статистику по рынку труда. Даже Росстат признает это явление: по его данным в России сейчас около 4 000 000 фактических безработных, а официально зарегистрировались в этом статусе всего  800 тысяч человек.

Призрачные перспективы
В течение последнего года чиновники из Министерства труда готовят проект закона, в котором будет прописано увеличение минимального и максимально размера пособия по безработице, оптимизация его выдачи и сокращение числа получателей. Но на данный момент результаты этой работы в печатном виде никто не видел. По слухам, запланировано повышение размеров выплат на 100% - то есть минимальный размер в этом случае составит 2 тысячи рублей, а максимальный — 8 тысяч рублей. Остальные предполагаемые нововведения еще более сомнительны: так планируется сократить сроки выплат в три раза — до 6 месяцев (чтобы безработный активнее искал новую работу), а тем, кто потерял работу больше года назад, в пособии теперь и вовсе откажут. Максимальный размер выплат смогут получить лишь те, кто имел работу на протяжении последних полугода, из расчета средней зарплаты за которые и будет рассчитываться величина пособия. Те, кто не имел заработка в течение последних 6 месяцев перед обращением за пособием, получат только минимальные выплаты.
Нужно отметить, что все разработки Министерства труда никак не затрагивают деятельность государственных центров занятости. Проблема в том, что услугами центров занятости пользуются только низкооплачиваемые категории работников, неквалифицированный персонал. Квалифицированные профессионалы на обращаются в центры занятости по одной простой причине — для них там просто нет ничего полезного. Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно радикально менять все принципы и способы работы системы государственной поддержки занятости, а меняя размеры пособий и круг их получателей, заметных положительных результатов получить не возможно.пособие по безработице