Здравствуйте! Хочу поделиться с читателями сайта Миллион работ www.mjobs.ru своей историей поиска работы. Я надеюсь, что мой опыт поможет предостеречь от мошенников на рынке труда и узнать способы борьбы за свои права.

 «На ловца и зверь бежит»
 Случай произошел совсем недавно, в сентябре 2015 года в Санкт-Петербурге. Наступала осень, и временное безработное состояние начало угнетать. В это время услышала от недавних знакомых, что они управляют своим тур агентством и весьма этим довольны. Прибыль стабильная, и есть возможность по горящим турам недорого отдыхать на море в любое время года.

 Работа в такой сфере показалась красивой, заманчивой и в то же время практичной. Ведь петербуржцы любят путешествовать, независимо от кризиса. Оставалось только набраться опыта в тур агентстве в течение нескольких месяцев. Обладая опытом в рекламных продажах и авантюрным нравом, я решила: «Окунусь немедленно в мир туристической деятельности!». 

По объявлениям на работном сайте нашла вакансии «без опыта». Уже после второго собеседования меня пригласили на работу. Все складывалось замечательно, потому что фирма-работодатель оказалась не новичком в своей сфере, а значит я могла набираться знаний у настоящих профи своего дела.

Радости моей не было предела! Приятно видеть в действии поговорку «на ловца и зверь бежит». Работу предложили на первый взгляд стабильную. Небольшой, адекватный для новичка оклад плюс проценты от продаж путевок. Компания (из двух женщин средних лет) работает более восьми лет на рынке услуг. Особое уважение вызывал факт, что они удержалась на плаву во время кризиса отрасли. А на мой вопрос о причине открытия вакансии убедительно ответили, что хотят разгрузить ведущего менеджера и передать новичку одно направление туров.

Офис находился в бизнес-центре, был аккуратно обставлен, оснащен кофеваркой и диванчиком для туристов. Однако на этом бонусы закончились. Дальнейшие события разворачивались не так радужно, а подчас просто ужасали. Но не буду забегать вперед…

Директор – в отпуск, трудовой договор – в забвение
Уже в первый день работы директор сообщила о своем отпуске. Она уделила несколько минут, чтобы научить меня добавлять туры на сайт. Затем, отдав за 10 минут распоряжения главному менеджеру, ушла собирать чемоданы. Мне подумалось, что неплохо было бы тогда трудовой договор подписать, но эту тему в суматохе не подняли. А правильную мысль сместило волнение начала обучения. Чтобы показать свое доверие к решениям директора, я решила подождать ее возвращения из отпуска.

Прошли две недели работы. У меня появились свои проданные туры, таблица с заказчиками, кое-какие знания о работе с сайтами туроператоров. При этом тревожное настроение нарастало. В разговоре с менеджером выяснила неприятные детали, которые сильно меня насторожили. Чтобы составить полное представление о фирме, я задавала ей вопросы и вскоре другими глазами увидела, то, что было сокрыто вначале. Как невероятно полезно бывает открыть глаза и уши вовремя. Ведь как иначе вовремя уйти от мошенников?

История такая: в компании была пара попыток нанять третьего человека. Попытки носили временный характер. Дело в том, что новые люди не задерживались по разным причинам. В одном случае вакансию сократили из-за кризиса... Более того, сама обучающая менеджер также собиралась в отпуск через пару недель. В нашей работе она как-то сильно переживала за количество и правильность добавленных туров, но с прохладой относилась к моей попытке подобрать тур для конкретного заказчика.

 3 признака обмана новичков в тур агентстве
1.  Нельзя брать контакты туристов.
Забавно было, что возбранялось почему-то брать телефон у туристов для перезвона. На наших городских телефонах номерам негде было отобразиться. Но ведь зачастую тур можно предложить только после уточнения у туроператора. Поэтому я номера все-таки спрашивала, каждый раз под неодобрительным взглядом моего ментора…

 2. Обучают работе с сайтом, а не с клиентами
 Интересно, что таблицу ведения заказов в excel я придумала сама. Повторный обзвон, подборка свежих туров, учет состояния заказа – все эти важные для менеджера детали даже не всплывали в ходе обучения. Обладая опытом менеджера по продажам, я все это делала и повышала таким образом эффективность работы. Однако странно было не услышать этого при обучении. 

Если вакансия звучит как «менеджер по туризму», то обучение новичка априори включает навыки общения с туристами. Конечно, если вас не рассматривают за глаза как «биоробота-добавлятеля-туров-на-сайт-шесть-дней-в-неделю-без-оплаты»… Только задав вопросы можно увидеть подвох в вакансии, и еще хорошо, если вам правдиво ответят…

По итогам наблюдений тревожные подозрения обрели реальное подтверждение. Теперь чудесная работа менеджером по туризму на постоянной основе плавно обрела новую форму. Было очевидно: намерение работодателя было скорее нанять человека временно, нежели для серьезной постоянной работы и развития. Расчет простой: чтобы не тратиться на платную рекламу сайта, проще открыть вакансию на 4-5 недель, где новичок сможет добавлять туры, обновлять новости и иногда продавать недорогие путевки. А когда оба сотрудника отгуляют отпуска, объявить новичку сокращение в связи с финансовым кризисом.

3. Оплаты от новичка
В дополнение к моим подозрениям открывались новые грани работы. Оказалось, что отвозить документы нужно за свой счет, а также иногда покупать конфеты для туристов и кофе в офис. Очень хотелось спросить, знают ли уважаемые работодатели о понятии «представительские расходы». Лично мне было бы стыдно в своей фирме просить новичка потратиться на угощения для клиентов. Дело не столько в деньгах, сколько в неуважении. Компьютер был предоставлен старый, зависающий, стул поломанный, кулера не было, а директор беспардонно курила прямо в маленьком в офисе.

Возможно, кому-то покажутся эти трудности временными и преодолимыми. Как говорится, если знаешь «зачем», вынесешь любое «как». И ради того, чтобы дать шанс себе на обретение заветного опыта, я продолжала работать. Терпела неисправность телефонов, по которым в каждом третьем случае было нас не слышно. Старалась не обращать внимание на резкий тон отдохнувшей на каких-то там Мальдивах директрисы.

  Отработав три недели, решила распрощаться с этим тур агентством. Сумма наблюдений подсказала, что пора сматывать удочки. При 6-дневной рабочей неделе, интенсивной однообразной работе ощущать временный характер своей должности показалось недостойно. Инвестировать свои силы в эту деятельность явно уже не имело смысла. 

Способы получения зарплаты после отказа работодателя
При увольнении все же решила поступить по-человечески. Объяснила, что деятельность мне не подходит. Предложила доработать месяц, пока они ищут нового человека. И вот как интересно получилось – директор подняла свои голубые глаза и нагло глядя на меня сообщила, что дорабатывать не даст. По ее мнению, при собеседовании она упоминала, что если две недели я не выдержу, то они не будут оплачиваться. Такой у них неоплачиваемый испытательный срок. Я была в шоке, потому что на такое условие я бы сразу отказалась. По вопросу оплаты она холодно сказала: «Ничего вы не получите».

Меня от возмущения просто трясло. Пока я собиралась, директор продолжала развивать мысль. По ее мнению, мой оклад надо было отдать главному менеджеру, потому что она меня обучала. И более того, директор отличилась грандиозной идеей о том, что на курсах я бы еще свои деньги оплатила бы за обучение, а здесь видите ли все бесплатно.

Нервно покидав свои туфли, кружку и тетрадь в сумку, я вылетела из офиса. В моем маленьком пакетике все не умещалось, вываливалось комом. Ведь я ехала с намерением работать этот день. И даже цветочки в офис с дачи привезла… Теперь этот букет был придавлен офисными туфлями, а мои мысли придавило вселенское разочарование.

Еще не зная, как поступить, добрела до ближайшего магазина. Надо было купить большой пакет, чтобы уместить все вещи, туфли, цветы, палантин и кружку. Когда ложка в кружке предательски брякала, казалось, все вокруг знают, что меня уволили из офиса и смеются.

Я решила не поддаваться унынию. Если сейчас, по горящим следам, не предпринять действий, то эти глаза и звенящая в ушах фраза «ничего вы не получите» так и будет всю жизнь преследовать меня. Так что ради собственного самоуважения я предприняла несколько шагов.

Во-первых, ворвалась в офис уже через 15 минут. Потребовала оплату хотя бы последней недели. Ведь, если следовать логике, на нее я могла претендовать. Оплату с неохотой выдали, и я почувствовала, что «лед тронулся». К слову сказать, трудовой договор так и не был подписан, и за получение оплаты также не предложили расписаться.

Во-вторых, из дома я связалась с юристами. У меня не было еще конкретного плана. Я только знала, что сейчас сильно зла, и готова использовать все возможные ресурсы для получения полной оплаты своей работы. В телефонном разговоре с консультантом мне подтвердили, что поступила директриса как заправская мошенница.

Моя решимость теперь только усилилась. Мне предложили в этот же день съездить на бесплатную консультацию. Так я узнала о том, что существует закон о бесплатной юридической помощи в РФ № 324-Ф3 от 21.11.2011 г. Согласно этому закону юр. фирмы выделяют время на рабочей неделе для консультаций населения безвозмездно.

  По телефону меня записали на этот же день. Почему я решила воспользоваться этим правом? Отчасти я и так знала, что у меня есть доказательства работы в этой фирме. Дело в том, что при продаже туров я выдавала договора и приходо-расчетный ордер туристам. В договорах была дата, моя подпись, печать фирмы и подпись туристов. Так что подобный документ (при отсутствии трудового договора) мог бы подтвердить в гос. органах факт работы. Также где-то подсознательно я понимала, что мне нужно поговорить с беспристрастным человеком об этой ситуации. Это придало бы сил для дальнейших шагов.

В целом, все так и получилось. Богатое убранство «Центра Правовой Поддержки» на улице Рубинштейна, д. 36 внушало доверие. Консультант Иван Геннадьевич выслушал и записал историю. Хотя упор был на подачу дел в суд за плату (которую я точно не собиралась тогда вносить), все же ценный совет я получила. После разговора я точно знала, что нужно было забрать у туристов договора, а также можно обратиться в налоговую, поскольку при выдаче оплаты за одну неделю я не расписывалась ни на какой внутренней документации, что явно доказывало ведение «серой бухгалтерии».

  Также мне подсказали на юридическом форуме по адресу www.9111.ru. Придя домой, я увидела ответ на свое письмо, где юрист Кряченкова Нина Михайловна рекомендовала обратиться в инспекцию труда по адресу СПб, ул. Зои Космодемьянской, д.28-а. Кстати, на сайте инспекции git78.rostrud.ru в разделе «вопросы-ответы» есть пункт об испытательном сроке. По законам ТК РФ нельзя устанавливать неоплачиваемый испытательный срок!

Буквально на следующий день я забрала один из договоров с туристом. Благо из путевки он уже вернулся. Сказала, что наш экземпляр потерялся, а для налоговой отчетности может понадобиться. Уже утром следующего дня Договор был у меня. А днем я созвонилась с директрисой, объяснила, что с договором обращусь и в налоговую (спасибо юристу за совет), и в инспекцию труда (спасибо ответу на форуме юристов). На что мне выдали оплату уже днем. Теперь я буду помнить не фразу «вы ничего не получите», а ее смиренный вид и еще всех тех людей, которые оказали юридическую помощь в этом деле.

 Такова моя история разбирательства с мошенничеством длиной в 2 дня. Напоследок можно сказать, что выбирать всегда нужно лучшее. Есть целый ряд признаков хорошей вакансии – размещение на известном работном сайте superjob, наличие качественного сайта, адекватные требования, отсутствие плохих отзывов о работодателе в сети, но и это еще не все. Мошенники также знают все эти нюансы. А потому важен также культурный уровень ваших новых коллег, уважение внутри фирмы, активный сбор информации о коллективе и, конечно, вера в то, что вы достойны хорошей работы.