Если хорошие слова могут быть ценны, как серебро, то молчание во многих жизненных ситуациях может стать дороже золота.

Работа занимает как минимум половину времени нашей активной жизнедеятельности, а с коллегами по работы мы проводим вместе не менее 8,5 часов в день (8 часов на работу + полчаса обеда). Не удивительно, что наши собратья по офисному плену хотят узнать о нас чуть больше, чем написано на локальном корпоративном портале.
Если вы недавно сменили работу, то после первых адаптационных дней коллеги начнут интересоваться подробностями вашей жизни. И если вы не поставили себя в первый же день на новой работе таким образом, что общаться с вами никто не хочет, сначала пойдут совершенно невинные вопросы общего характера, например о ближайшей к вашему дому станции метро, а далее — более личные, например о наличии детей.
С одной стороны не стоит замыкаться в себе и отказываться отвечать на какие-либо личные вопросы, так как это может привести к ухудшению отношений с коллегами прямо на этапе первых контактов, но с другой стороны и не стоит выдавать все подробные описания ваших скелетов в шкафу — ведь почти любую информацию о вас можно использовать во вред. Поэтому лучше придерживаться древнего как этот мир, правила золотой середины.
При этом можно выделить несколько популярных тем для офисных разговоров, которые новичку, еще не полностью освоившемуся в новой компании лучше вообще не затрагивать.

Размер заработной платы
Мало того, что в приличном обществе этот вопрос считается неприличным, во многих компаниях в корпоративных правилах и стандартах для сотрудников прямо прописан запрет на разглашение размеров своей заработной платы и системы персональных бонусов и компенсаций. И как раз именно в таких компаниях новичкам стараются задать этот вопрос — пока они еще не освоились и возможно, не запомнили всех правил компании.
И так уж устроены люди, что в любой компании найдется сотрудник, у которого размер вашего оклада, или система бонусов, или например наличие расширенной медицинской страховки вызовет приступ черной зависти. Поэтому лучше оставить эту информацию при себе.

Грехи молодости
Ваши подростковые шалости и приключения остались в прошлом только для вас, а для ваших коллеги по работе, слушающих эти забавные (на ваш взгляд) истории все происходит прямо сейчас, и влияет на отношение к вам прямо сейчас, так как они примеряют все эти поступки на ваше текущее поведение.
Например, рассказ о том, как вы «ботану» из вашего делали «крапивку» или выплевывали жевачку ему в портфель, может задеть финансового директора, который когда-то был таким «ботаном». Кончено, он учился в другой школе, и никогда вас до этого не видел, но бывший ботан вряд ли сможет спокойно с вами общаться, зная что вы бывший хулиган.
А рассказ о том, что вы можете открыть и завести без ключей жигули - «копейку» легко может сделать вас нерукопожатым в среде коллег — автолюбителей.

Ваша личная жизнь
Что, с кем, и как именно вы делаете в своей постели вашим коллегам знать совершенно ни к чему. Ибо, что бы вы не рассказали — от самых безумных фантазий, подсмотренных в специфичных японских мультфильмах, до полного отсутствия сексуальной жизни — обрастет слухами, сплетнями, исказится до неузнаваемости и опустит уровень вашей репутации ниже плинтуса.

Личная жизнь ваших коллег
В Америке достаточно долго действовал отличный принцип «Не спрашивай, и не говори». Пожалуй, его можно применять и для нашего современного офисного пространства. Чтобы не попасть в неловкое положение и не вводить в смущение ваших новых коллег, будет правильным не только промолчать о подробностях своей половой жизни, но и не лезть в чужие постельные дела.

Политические и религиозные убеждения
Рабочий коллектив складывается вовсе не потому, что вы все имеете схожие взгляды и убеждения в плане политики и религии. Более того, дискриминация по этим признакам прямо запрещена российским законодательством. Поэтому любое ваше высказывание на эти темы может быть расценено  вашими коллегами как как посягательство на их идеалы, ценности и жизненные ориентиры. А это неизбежно ведет к конфликтным ситуациям.

Оценочные суждения
Новый человек с незамыленным взглядом, сразу видит наличие в коллективе ленивых, выгоревших и просто некомпетентных людей. И сразу идет рассказывать об этом руководству компании. А некоторые руководители специально вызывают новичков после первой рабочей недели и начинают задавать им провокационные вопросы. Но если у вас нет возможности и прав заняться исправлением неэффективных коллег, или уволить их, то лучше промолчать. И вот почему:
Во-первых — о них наверняка знают и без вас.
Во-вторых — это может быть расценено как попытка выслужится перед начальством, занять роль штатного стукача. А стукачей в нашей культуре не любят (в отличие от запада — там все друг на друга стучат).
В-третьих — после такого поступка, ваши коллеги начнут искать (и обязательно найдут или придумают) повод настучать руководству про вас.
В-четвертых — лентяй и бездарь может оказаться любовником, любовницей, родственником, другом, штатным стукачем (все этом вместе или в любой комбинации) руководства или учредителей компании. И такого товарища лучше вообще не трогать — иначе вонять будет жутко, отмываться будете долго, а может вас и вообще уволят.

Жалобы и претензии
Реакция любого руководителя на публичные жалобы и претензии сотрудника о том, что ему не нравится его работа или компания-работодатель или царящие здесь порядки, будет однозначной: такого человека уволят как можно быстрее. Потому что такие мысли заразны, и любой руководитель предпочтет удалить источник заразы, чем ждать пока негативным настроем пропитается весь коллектив.

Излишние восхваление предыдущих работодателей
Во всех статьях, посвященных построению отношений с коллегами по работе упоминается о том, что не стоит ругать своих прежних работодателей (даже если они этого заслуживают), потому что вы можете создать себе имидж неудачника («ха, он не смог найти нормальную работу») или человека, склонного видеть негатив везде и всегда («он и про нас потом так говорить будет»).
Но я хочу сказать, что излишние похвалы и воспоминания о том, как вам было хорошо на прошлом месте работы могут вызвать вопрос «А почему вы тогда оттуда ушли?» и некоторую ревность и обиду у новых коллег по работе, из-за того в этой компании все не так прекрасно устроено.

16.12.2017 Кондауров Александр, специально для сайта Mjobs.ru

болтун - находка для шпиона