Рекрутер  на западе

Термин «рекрутинг» появился на западе еще в 18 веке и на тот момент рекрутеры занимались поиском кандидатов для пополнения армий. Процесс этот был не простой, а местами противоречащий современному законодательству: рекрутеры, пользуясь знаниями человеческой психологии вербовали, подкупали, обманывали, а то и просто вынуждали простых крестьян и горожан вступать в ряды вооруженных сил под руководством текущей царствующей особы.
Новую жизнь в цивилизованном западном мире рекрутинг обрел после второй мировой войны. В это время появился запрос от большого бизнеса на подбор не просто рабочей силы, а работников с определенными наборами знаний, умений и навыков и с определенным уровнем квалификации. Именно тогда начал формироваться облик западного рекрутера таким, каким мы видим его сейчас. 
Профессиональный рекрутер — это состоявшийся, взрослый человек, от 35 лет и старше, с высшим профессиональным образованием, с опытом работы в той сфере, куда он ищет кандидатов, и (как минимум) с опытом руководства рабочим коллективом и с опытом набора сотрудников непосредственно для себя. Добавим сюда знание различных технологий поиска, отбора и оценки персонала, понимание (на личном опыте), как работает тот вид бизнеса, на котором он специализируется, и как выглядит (и чем пахнет) работа каждого конкретного специалиста внутри этого бизнеса. 
Считается, что именно такой специалист, имеет полное моральное право искать, отбирать и предлагать кандидатов для других руководителей (в случае внутреннего рекрутера) или компаний (внешний рекрутер / консультант по подбору персонала). А вчерашний выпускник, пусть даже и профильного ВУЗа, выучивший наизусть книгу «Как за час оценить кандидата» и посетивший тренинг «Лучшие технологии подбора персонала» - это ресерчер, то есть помощник рекрутера, работа которого заключается в том, чтобы распечатать резюме кандидата, согласовать с выбранными рекрутером кандидатами время и дату встречи, разместить готовое описание вакансии и т. п. Но в России рекрутинг пошел другим путем. Об этом — чуть ниже.

Рекрутер в России

В Советские времена никакого рекрутинга у нас не было. А были отделы кадров, в которых немолодые и некрасивые женщины занимались оформлением трудовых книжек, графиков отпусков, учетом больничных листов и прочими скучными бумажными делами, гордо именуемыми «кадровое делопроизводство». Еще было принудительное распределение по рабочим местам по окончанию учебного заведения, оргнабор (https://ru.wikipedia.org/wiki/Оргнабор) и комсомольские путевки (https://ru.wikipedia.org/wiki/Комсомольская_путёвка). 
Но в конечном итоге Советский Союз прекратил свое существование, начались и кончились «лихие девяностые» и в конце 90-х, начале 2000-х годов, как грибы после дождя начали массово появляться российские рекрутеры (самые-самые первые появились еще в начале девяностых, но массовость эта профессия обрела гораздо позже). Как это обычно и бывает в новую профессию рванула молодежь. 
Портрет типичного российского рекрутера был такой: молодой человек, а чаще девушка, возрасте от 22-х до 25 лет, выпускник ВУЗа по специальности «психология» или «педагогика» (или других гуманитарных специальностей), прочитавший несколько книг по подбору персонала, записавший себе в блокнот несколько «каверзных» вопросов для собеседований (в стиле «Почему крышки канализационных люков имеют круглую форму?»), с горящими глазами и мечтой о заветных 1000$ гонорара. Новорожденные рекрутеры не имели опыта подбора персонала, не имели понимания как работает бизнес, для которого они ищут людей, а уж тем более не имели опыта руководства людьми. В принципе, для подавляющего большинства рекрутеров это был их первый опыт работы. Заказчики (что вполне ожидаемо) были не довольны качеством подбора, ругались, скандалили, меняли рекрутеров и кадровые агентства, подключали на одну вакансию по 5-6 агентств одновременно... Но других рекрутеров на тот момент просто не было. И они искали людей, закрывали вакансии, накапливали свой профессиональный и жизненный опыт, и мечтали о том, какими успешными и высокооплачиваемыми специалистами они станут через 5 или 10 лет.
Прошли года, рекрутеры стартовавшие в 2000-х годах выросли, возмужали, накопили опыт участи в самых разных проектах и видах бизнеса, прошли десятки крупных и сотни мелких программ повышения квалификации, тренингов и семинаров, прочли сотни длинных и тысячи коротки статей, посвященных тематике подбора персонала (а кто-то эти статьи и книги еще и писал). Они готовы разговаривать с собственниками бизнеса на равных, они в состоянии ставить себе задачи сами, отталкиваясь от текущих нужд бизнеса, они могут найти  кандидата под любые требования заказчика (если конечно такой кандидат существует) или дать консультацию заказчику о том, кто ему нужен отталкиваясь от поставленных бизнесом задач. 
Но к 2017 году (началось это раньше, но именно сейчас тренд проявился совершенно четко и однозначно) оказалось, что российскому бизнесу опытные, профессиональные рекрутеры не нужны.

Опытные рекрутеры не нужны
К осознанию этого факта я приходил постепенно. 
В 2015 году я познакомился с высокооплачиваемым рекрутером, работающим в одной из крупных (а других в этой отрасли не бывает)  российских нефтегазовых компаний. Я ожидал, что это будет самый профессиональный рекрутер, из тех кого я видел, с безупречным внешним видом и манерами, но реальность преподнесла мне шокирующий сюрприз. В общем, чтобы лишний раз не выносить мусор из избы, скажу только то, что этого самого рекрутера я бы не взял себе даже на роль помощника — распечатывать резюме и приглашать кандидатов на собеседования — уж очень низкий у него был общий культурный и коммуникационный уровень.
В 2016 году меня заставила задуматься история о том, как в одной крупной (около 4000 человек в штате) российской компании директор по персоналу оценивал эффективность работы своих рекрутеров по количеству просмотренных за рабочий день резюме.
В 2017 году я сам оказался в роли соискателя в поиске работы, и встретился с текущими реалиями рынка труда нос к носу. Подавляющее большинство публикуемых в открытом доступе вакансий на должность «Рекрутер» или «Менеджер по подбору персонала» рассчитаны на молодежь с минимальным опытом работы — от полугода до года, причем часто можно видеть дополнение такого рода: «рассматриваем также кандидатов без опыта работы — научим всему в процессе работы». Для того чтобы дополнительно намекнуть потенциальному кандидату на возрастные ограничения (прямо прописать ограничения по полу и возрасту в вакансии сейчас нельзя — запрещено законами РФ) текст вакансии насыщается фразами: «очень молодой, дружный коллектив с общим кругом интересов», «мы рассматриваем выпускников ВУЗов и студентов последних курсов». Ну и вишенкой на торте идут пункты в разделе Обязанности: «выполнение функций помощника руководителя», «функции офис-менеджера», «подготовка и помощь в проведении совещаний и переговоров — приготовление чая, кофе, распечатка документов», «встреча гостей, прием и распределение  входящих звонков» - это нужно для отсеивания мужчин, так как выполнение подобных обязанностей противоречит менталитету обычного российского мужчины.
Похожая ситуация сложилась на должности «Официант». Официанту в возрасте за 30 лет практически не реально найти работу в России. Например, в Санкт-Петербурге есть ровно 3 заведения, где работают официанты в возрасте от 30 лет и старше. Стоит отметить, что в Европе (как минимум в Чехии, Греции, Черногории, Испании, Эстонии и Латвии) официантами работают в основном люди в возрасте 40-50 лет, мужчины и женщины в равном соотношении — это из моего личного опыта.
Складывается такое впечатление, что наш российский бизнес настолько привык к тому, что рекрутер или менеджер по подбору персонала — это молодой, веселый, гиперактивный юноша (а в 80% случаев — девушка), не отягощенный жизненным и профессиональным опытом, главная цель работы которого — пригласить на собеседование как можно больше кандидатов и отсеять часть кандидатов по формальным признакам (есть много историй о том, как заказчики находили идеальных работников самостоятельно, без посредничества такого «специалиста» , именно среди отсеянных кандидатов), что просто не понимает, что ему делать с опытным рекрутером, как им управлять и как его мотивировать.
Большинство вакансий, где все же готовы рассмотреть рекрутера старше 35 лет можно объединить в три группы:
    Организации работающие на тонкой грани между законной и незаконной деятельностью и /или за гранью общечеловеческой морали: коллекторские агентства, организации распространяющие спам, многоуровневый маркетинг, микрофинансовые организации и т.п.
    «Соковыжималки»: компании, в которых рекрутеры меняются каждые 4-5 месяцев. Здесь бизнес-процессы построены таким образом, что на каждого сотрудника ложится непомерное количество работы, сопровождаемое эмоциональными перегрузками и постоянным стрессом, что естественным образом выливается в быстрое «выгорание» сотрудника. Относится это в основном к розничным торговым сетям и крупным дистрибьюторам.
    Государственные и полугосударственные структуры с заработной платой специалиста по подбору персонала в 20 000 рублей. Здесь комментарии излишни.

Что остается рекрутеру, перешагнувшему пресловутый порог в 35 лет? Работать в полулегальном режиме, отдавать корпорациям-монстрам последние остатки здоровья, работать за зарплату уровня неквалифицированных рабочих или менять профессию? Тут каждый должен решить для себя сам.

11.10.2017 Кондауров Александр Специально для сайта www.mjobs.ruработодателям нужны девочки рекрутеры