Проблема выбора профессии среди подростков в развитых странах

Подростки испытывают затруднения с определением будущей профессии. В развитых странах увеличивается доля школьников, которые не могут определиться со своим профессиональным путём.

Большинство подростков в возрасте 15 лет в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не имеют чёткого представления о будущей профессии и способах её получения. К такому выводу пришли аналитики этой организации после анализа данных опросов, проведённых в странах-членах ОЭСР.

В России ситуация с профессиональной ориентацией, согласно данным российских опросов, выглядит несколько лучше — доля подростков, определившихся с профессиональным путем, выше, чем в среднем по ОЭСР. Однако сложности выбора остаются значительными: отсутствие понимания траектории получения необходимого образования, недостаточная поддержка родителей, нехватка информации о профессиях и перспективах трудоустройства.

В целом по странам ОЭСР:

  • 33% опрошенных подростков, хотя и выбрали будущую профессию, но считают, что школа недостаточно подготовила их к дальнейшему обучению.
  • 21% имеют представление о том, чем они хотели бы заниматься, но не знают, какой уровень образования для этого нужен.
  • 39% подростков вовсе не определились с будущей профессией, и этот показатель обеспокоил исследователей больше всего.

С 2000 года доля неопределившихся выросла более чем в три раза — с 12%. Максимального значения этот показатель достигает в Финляндии, Дании и Германии (свыше 50%), минимального — в Коста-Рике и Турции (менее 20%). Эти результаты показывают, что неуверенность в профессиональном будущем не связана с состоянием национального рынка труда.

Подростки исследованного возраста в странах ОЭСР продемонстрировали низкую вовлечённость в рынок труда. Только 35% хотя бы раз были на ярмарке вакансий, столько же — прошли стажировку в какой-либо компании. Основным способом знакомства с миром профессий значительная часть опрошенных назвала посещение предприятий или организаций — такой опыт был у 45% опрошенных.

В России, судя по результатам российских опросов, масштаб проблемы выглядит несколько меньшим:

  • По данным ВЦИОМ, 53% опрошенных учеников восьмых-десятых классов уже выбрали профессию и уверены в своём выборе, ещё 12% наметили, но пока сомневаются.
  • 19% российских подростков отметили, что им сложно найти соответствующие их интересам вузы.
  • 17% выбрали ответ «есть приоритеты, но не знаю, что подойдёт».
  • 11% сообщили, что при выборе профессии у них нет поддержки родителей.
  • 14% отметили нехватку информации, 8% — перспективы возможного трудоустройства.

Ускорение технологического развития и внедрение искусственного интеллекта кардинально меняют ландшафт рынка труда. Например, раньше у студентов-юристов был понятный карьерный путь в консалтинговых компаниях: они начинали с начальной позиции и постепенно росли. Теперь работу, которую раньше выполняли стажеры и ассистенты, эффективно выполняет ИИ.

Из-за нарастающих геополитических противоречий будущее стало ещё менее предсказуемым. Подростки видят это на примере взрослых, слышат об этом в СМИ. В этой ситуации неудивительно, что растёт их неуверенность в карьерном пути.

Партнёр Cornerstone Вячеслав Быханов видит причины такой неуверенности молодёжи в другом. «Современные дети привыкли иметь выбор во всём, что касается их жизни, и родители, у которых этот ребёнок зачастую единственный, этому потакают. В результате состояние неопределённости затягивается, ведь рынок труда сейчас может предложить огромный диапазон возможностей», — говорит Вячеслав Быханов.

Проблема профессиональной ориентации подростков становится всё более актуальной в условиях быстро меняющегося мира. Технологические инновации и геополитические изменения делают будущее менее предсказуемым, что усиливает неуверенность молодёжи в выборе карьерного пути. Важно, чтобы образовательные учреждения и родители предоставляли подросткам необходимую поддержку и информацию о различных профессиях и возможностях на рынке труда. Также важно развивать у подростков навыки адаптации к изменениям и умения самостоятельно искать информацию, чтобы они могли более уверенно ориентироваться в профессиональном пространстве.