«Яндекс» планирует рекордное расширение штата через программу стажировок
Компания «Яндекс» собирается привлечь около трёх тысяч стажёров в 2025 году. Это станет рекордным числом людей, которых корпорация обучит. По сравнению с 2024 годом количество стажёров увеличится на 20%.
Основные направления обучения включают машинное обучение, аналитику и мобильную разработку. Кроме того, компания планирует привлечь студентов нетехнических специальностей, например, для работы в области финансов или маркетинга.
Некоторые участники программы стажировки смогли продвинуться до руководящих позиций. Кристина Симкина из пресс-службы «Яндекса» рассказала об этом: «В этом году мы нанимаем рекордное число стажёров — 2,8 тысячи молодых людей. Это связано с развитием наших бизнесов и ростом компании в целом. Мы очень ценим стажёров, потому что они становятся отличными сотрудниками и быстро растут внутри компании, вплоть до топ-менеджеров. Есть и такие примеры. Что важно, ребята с первого дня работают над реальными задачами — от разработки технологий искусственного интеллекта до развития промышленных роботов и автономного транспорта.».
В «Яндексе» говорят, что почти треть их разработчиков — это бывшие стажеры. Это позволяет компании нанимать сотрудников по более низкой стоимости.
Когда крупная корпорация сталкивается с большим количеством вакансий и необходимостью регулярно нанимать новых сотрудников, она анализирует рынок, чтобы понять, сможет ли она ежегодно получать 1,5 тысячи аналитиков или специалистов другого профиля в течение трёх лет. Компания оценивает ёмкость рынка и стоимость привлечения уже квалифицированных специалистов. Например, если корпорации нужно 6 тысяч таких специалистов в год, она может рассмотреть два варианта: искать готовых специалистов на рынке или обучать их самостоятельно через стажировки и другие программы.
Программы обучения и стажировок значительно снижают затраты на найм, так как они обходятся дешевле, чем привлечение уже готовых специалистов. В рамках таких программ компания может выбирать самых умных и способных кандидатов из разных учебных заведений.
Такого сотрудника легко приспособить под рабочие процессы и задачи компании. Поэтому организация может платить ему зарплату ниже рыночной. Не буду называть конкретные цифры, но в целом найм через стажировку обходится бизнесу значительно дешевле.
Тот факт, что соискатель проходил стажировку в «Яндексе», говорит о его высоком качестве для многих работодателей. Это особенно полезно для молодых специалистов, которые только начинают свой путь после вуза и не имеют большого опыта работы. Все работодатели хотят видеть у кандидата какой-то опыт и подтверждение его компетентности. Стажировка в крупной компании даёт именно такое преимущество.
В социальных сетях пользователи рассказывают о своём опыте отбора на стажировку в «Яндекс» или на другие позиции, например, тренера нейросети. Некоторые даже превращают эти истории в мемы, описывая сложные тестовые задания и многоэтапные собеседования, которые могут закончиться неудачей.
Некоторые кандидаты всерьёз обеспокоены тем, что тестовые задания могут быть основной целью компании, а их ответы могут использоваться, к примеру, для обучения моделей искусственного интеллекта. Однако главный редактор портала ITZineru Сергей Кузнецов сомневается в технической возможности такого использования: «Устроиться на стажировку в «Яндекс» сложнее, чем во многие другие компании, поскольку всё же требуется определённый бэкграунд и образование. Но часто бывает достаточно просто пройти различные тесты и собеседования. Если говорить об обучении моделей, то человек не способен сгенерировать такие объёмы данных, какие для этого нужны. Обычно для этого используются уже существующие исторические данные. Основывать обучение нейросетей на базе ответов даже сотни людей, которые претендуют на стажировку, довольно странно».
«Яндекс» имеет право использовать результаты интеллектуальной деятельности. Это стандартное положение, которое содержится в том числе в трудовых договорах.
В сериале о Кремниевой долине был сюжет, где сотрудник компании создал программное обеспечение и затем судился с работодателем. Подобное происходит нередко, поэтому такая оговорка нужна на случай, если «Яндексу» покажется интересной идея или информация, предложенная стажёром, и компания захочет их применить. При этом ей не потребуется разрешение на использование этих данных, например, в рекламной кампании или других целях.
Как рассказали в «Яндексе», с 2010 года компания приняла более 10 тысяч стажёров, и 40 % из них продолжили работать в штате после окончания стажировки. Размер оплаты во время стажировки обсуждается индивидуально с каждым кандидатом, но представители компании сообщили, что эта информация не разглашается.