Алексей Захаров, основатель и президент компании Superjob в своем интервью для РБК заявил о том, что миллионы сегодняшних школьников после окончания школы и получения профессионального образования никогда не найдут работу по специальности и возможно, будут иметь статус безработного всю свою жизнь.
С большой долей вероятности можно предположить, что через 20-25 лет вырастет поколение тех, кто не сможет найти работу никогда. Рейтинги вузов, «популярные« профессии, специальности, когда-то дававшие гарантированную занятость, — все это больше неактуально. Мир меняется настолько быстро, что даже если вы будете бежать, то можете все равно отстать от технического прогресса, так как бежали не достаточно быстро.
Если верить результатам исследования компании Boston Consulting Group, которое было посвящено перспективам развития России до 2025 года, качество высшее образование в большинстве вузов заметно снизилось, одновременно получив массово распространение (практически весь «офисный планктон» сейчас имеет высшее образование, у каждого второго кассира из супермаркета дома пылится заветная «корочка»). При этом с другой стороны, подавляющее большинство работодателей заявляют о низком уровне практических и теоретических знаний у выпускников.
Рассмотрим причины этой странной ситуации.
Проблемы будущих молодых специалистов видны уже с первого курса обучения в ВУЗе. Современные выпускники школ просто не умеют и самое главное, не хотят учиться. Они получают высшее образование ради строчки в резюме, ради отсрочки от службы в армии, или потому что так хотят их родители. Зачастую им совершенно не интересна их профессия, и у них нет ни малейшего представления о том, чем они будут заниматься после получения диплома.
А начинается все это с разрушенной системы дошкольного и школьного образования. Сейчас в России должности воспитателей дошкольных учреждений и учителей младших классов - одни из самых низкооплачиваемых в стране.
Человек устроен так, что чем меньше ему платят, тем меньше он заботится о качестве своей работы (причем, происходит это на подсознательном уровне). И можно себе представить, как будет стараться учитель, получая зарплату на уровне почтальона. А ведь именно в детстве формируется отношение к другим людям, к учебе, работе. Все, что заложат воспитатели детского сада и учителя в ребенка, останется с ним навсегда. А те психоэмоциональные травмы, которые они могут нанести, уже никто и никогда не исправит. При этом хороший учитель имеет возможность повлиять на ребенка даже больше родителей, которые не могут и/или не хотят заниматься воспитанием и образованием своих отпрысков.
Качество образования
У россиян почти нет представления о том, что ВУЗ может быть модным, или наоборот — немодным, никого не заботит качество образования. Вот и приходят на собеседование молодые специалисты, которые не могут не только вспомнить тему своей дипломной работы и названия предметов, которые они изучали, но сказать точное название своей специальности.
Кадровый голод
На данный момент в сфере IT существует такое явление, как кадровый голод,а на другом полюсе кадрового рынка можно обнаружить миллионы людей, занятых в отраслях, которые попадают под процессы автоматизации и роботизации. Возникает вопрос: а кто вообще будет работать после наступления эпохи цифровой экономики?
Та ситуация, которая сейчас сложилась на российском рынке труда может привести к огромным экономическим и социальным проблемам в уже недалеком будущем. В эпоху цифровой экономики большая часть населения России станет неконкурентоспособна, и пропасть между высококвалифицированными работниками и простыми рабочими будет непреодолима.
Люди, получившие качественное высшее образование, и постоянно изучающие последние новшества в своей профессиональной сфере, будут настоящими богачами. А те, кто не смог достичь высокого профессионального уровня и/или не готов поддерживать его актуальность, рискуют остаться вообще без работы, и жить на социальное пособие.
В конечном итоге востребованы будут только те навыки и умения, которые невозможно перевести в машинный алгоритм, а возможность трудиться за деньги станет признаком элитарности.
Для справки
На период с 2018 по 2020 год из федерального бюджета на образование планируется выделять по 663 миллиарда, 653 миллиарда и 668 миллиарда рублей соответственно. В пересчете на объем ВВП доля расходов раздела «Образование» в 2017-2018 годах равняется 0,7%, в 2019-2020 годах — 0,6%.