Новость о том, что трудовые мигранты вытесняют российских водителей начинается с того, что по данным ГИБДД за 2017 год, в России резко сократилось количество россиян, желающих получить водительские права профессиональных категорий — на управление грузовиками и автобусами.
Одновременно в ГИБДД за 2017 год было зарегистрировано около 2 000 000  новых автомобилей. Эксперты считают, что приезжие из бывших советских республик активно занимают нишу профессиональных водителей за счет того, что они готовы работать круглосуточно, без выходных, в совершенно неприемлемых для россиян условиях, еще и за оскорбительно низкую заработную плату.
Ситуация дошла до того, что во многих автопарках за рулем можно увидеть исключительно граждан Узбекистана и Таджикистана, а россияне просто отказываются работать в таком трудовом коллективе.

Для справки:
По официальным данным ГИБДД, по итогам 2017 года гражданам РФ выдано 1 330 000 водительских прав (из них 1 070 000 — категории B). А по итогам 2016 года удостоверения получили более 2 000 000 человек, в 2015 году — 1 870 000, в 2014 году — 2 400 000.

Есть и данные о состоянии автопарка: за прошедший год он увеличился на 4,5%, с 57,1 миллиона до 59,7 миллиона единиц транспортных средств.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей в 2017 году в РФ выросли на 12%, достигнув 1,6 миллиона единиц. Из всего автопарка 26,4 миллиона — это иномарки, 3,1 миллиона — праворульные, 6,7 миллиона — грузовики, около 900 тысяч — автобусы. Большая часть автомобилей (21,4 миллиона) — изготовлены более 15 лет назад. 

Мнения экспертов по данному вопросу, как всегда разделились:

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева:
Число выданных прав в самой массовой категории B сократилось незначительно — всего на 9–10%. Это нерадикальное снижение, связанное с общей экономической ситуацией: у кого-то пока нет денег, кто-то откладывает процесс обучения на потом.
Гораздо тревожнее тренд, связанный с резким сокращением числа водителей-профессионалов. Число россиян, получивших права категории С уменьшилось с 124 600 человек до 106 400 человек, категории D — с 42 300 до 37 900, С1 — с 43 700 до 1100 человек (эта категория дает право управлять грузовиками массой от 3,5 до 7,5 тонны).

Главный эксперт национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин:
Снижение спроса на профессиональные категории связано с облегченным допуском на рынок перевозок водителей-иностранцев. В 2017 году были приняты законы, позволившие гражданам Белоруссии и Киргизии управлять грузовиками и автобусами, имея национальные права. Граждане остальных стран, в свою очередь, активно меняют свои права на российские (сдавая экзамены в ГИБДД): в 2016 году зафиксировано 49 600 таких обменов, в 2017 году —  уже 74 200.
Идет активное вымывание российских водителей-профессионалов с рынка приезжими, при этом спроса на перевозки меньше не стало.

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко:
Люди с колоссальным опытом с огромным трудом находят работу, условия которой их абсолютно не устраивают. На их место нанимают низкооплачиваемых и низкоквалифицированных водителей. В городском пассажирском транспорте сегодня почти все работники — выходцы из ближнего зарубежья. Барьеры для допуска таких водителей на рынок практически сняты, пролоббировано это крупным бизнесом, включая строительные фирмы, где востребованы дешевые шоферы, способные буквально жить в кабинах.

Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев:
С белорусами и киргизами это никак не связано. Проблема в низкой заработной плате на рынке перевозок. Кроме того, в России почти не осталось мест, где могут научить водителей категории С и D. На этом фоне сохраняется острый дефицит водительских кадров.

Еще немного данных, для размышлений:
ГИБДД России также опубликовала данные о количестве ДТП, за 2017 год. Радует то, что число аварий сократилось на 2,5% (169 400), погибших на дорогах стало меньше на 6% (19 000), раненых — на 2,6%.
Как сказал представитель ГИБДД:
«Тенденция последовательного снижения основных показателей аварийности наблюдается с 2012 года, несмотря на ежегодный прирост автопарка». Количество аварий, произошедших по вине пьяных водителей также снизилось на 4,4%, и составило 14 900 случаев. Стоит отметить, что при всей остальной положительной статистике, в некоторых категориях аварийность растет. На 1,6% больше ДТП произошло с участием детей, на 5,9% — ДТП по вине водителей автобусов, на 19,7% — аварий по причине неисправного транспорта. Как это связано с иностранцами, работающими водителями и механиками в автопарках — представители ГИБДД комментировать не стали.

Российских водителей заменяют трудовыми мигрантами