В России были выявлены самые низкие зарплаты учителей в Иваново, Крыму, Пскове и на Северном Кавказе. 
В результате региональные различия увеличились на треть с 2020 года. Данные Росстата показали, что чистая зарплата учителей в Ингушетии и Чечне в 2023 году составила всего 1,5 и 1,7 прожиточных минимума, в то время как среднее значение по России составило 3,1 прожиточного минимума. Эти регионы также оказались в числе аутсайдеров по качеству образования, по данным Рособрнадзора.
 Недавно бывший премьер-министр Чечни Муслим Хучиев предложил исключить теорию эволюции Чарльза Дарвина из школьных программ, утверждая, что это противоречит религии. Эту идею поддержал иерей РПЦ Федор Лукьянов, а также 30% россиян. Таким образом, наблюдается инволюция школьного образования, о чем говорил Фурсенко, и созданные экономические условия способствуют такой деградации системы образования.

В 2023 году зарплата учителей в России составила 48 400 рублей чистыми, что на четверть ниже среднего показателя по стране. По отношению к прожиточному минимуму для работающих граждан (15 569 рублей) это составило 3,1 ПМ. В 2024 году относительная зарплата увеличилась на 4% — до 3,2 ПМ. Это позволило зарплатам учителей вернуться к уровню 2013 года, когда этот показатель также достиг 3,2 ПМ, после чего начал снижаться.
Одновременно с этим увеличивалась нагрузка: в 2022 году об её увеличении заявили 70% опрошенных педагогов.
Самые высокие зарплаты у учителей в столичных и нефтегазоносных регионах (3,9–4,9 ПМ), а самые низкие — в школах Иваново, Крыма, Пскова и Северного Кавказа (1,5–2,0 ПМ).
В регионах, где учителя получают меньше, зачастую уровень образования ниже, что закрепляет отсталость этих регионов. Взвешенная корреляция между уровнем зарплат и качеством образования достигает 62 %, а по областям Центральной России — 81 %. Это может свидетельствовать о заметной связи между этими показателями. 
В 2023 году заработная плата учителей по отношению к прожиточному минимуму в разных регионах России значительно различалась. Это неравенство только усилилось за последние годы.

В некоторых регионах учителя получают зарплату, которая в несколько раз превышает средний показатель по стране. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) зарплата учителей составляет 4,9 прожиточного минимума, а в Ингушетии — всего 1,5. Разница между этими регионами почти 3,5 раза. В то время как в 2020 году различие было в 2,6 раза.
Зарплаты учителей к прожиточному минимуму в 2023 г., раз
(в скобках – качество образования* в 2021 г., баллов)
1.    ЯНАО – 4,9 (46)
2. Сахалинская обл. – 4,3 (45)
3. Санкт-Петербург – 4,2 (55)
4. Москва – 3,9 (59)
5. ХМАО – 3,6 (52)
Россия – 3,1 (48)
81. Северная Осетия – 1,9 (46)
82. Карачаево-Черкессия – 1,8 (41)
83. Кабардино-Балкария – 1,8 (42)
84. Чечня – 1,7 (42)
85. Ингушетия – 1,5 (41)
* Качество образования также зависит от региона. Рособрнадзор оценил качество образования в различных регионах на основе результатов экзаменов, разброса в уровне подготовки и выполнения заданий по применению знаний на практике.

Только в 14 регионах педагоги получают больше среднего по стране (3,1 ПМ). Это свидетельствует о том, что в большинстве регионов зарплаты учителей остаются низкими, несмотря на усилия государства по повышению их уровня жизни.

Такая ситуация может привести к тому, что талантливые учителя будут стремиться переехать в более благополучные регионы, где их труд будет лучше оплачиваться. А это, в свою очередь, может усугубить проблему нехватки квалифицированных кадров в менее обеспеченных регионах.
По данным Росстата, в 2021 году зарплата педагогов составляла 45 225 рублей, а после вычета налогов — 39 350 рублей. Однако мониторинг Высшей школы экономики показал, что учителя со стажем от 5 до 20 лет получали в школе в среднем 27 300 рублей, то есть на 30 % меньше.

Только 33 % учителей в возрасте от 30 до 50 лет сообщили о росте зарплат с 2019 по 2021 год, тогда как 35 % отметили их снижение.

Оклады учителей по базовой ставке за 18 часов в неделю невысоки. Чтобы обеспечить себе достойный доход, педагогам приходится брать полторы-две ставки и дополнительные обязанности. Но подготовка к 18 часам уроков может занимать столько же времени. При работе на двух ставках учителям начинает хронически не хватать времени.

В результате за период с 2019 по 2021 годы

  • значительно выросла нагрузка, о чём говорят 70% педагогов
  • у 67% стало меньше времени на семью
  • 44% не могут заниматься профессиональным развитием из-за графика работы
  • 74% согласны, что учителям не хватает времени на подготовку к занятиям.

Более двух третей учителей недовольны своей заработной платой, а подавляющее большинство из них (95%) считают, что их труд оплачивается ниже уровня трудозатрат.
Почти половина педагогов в возрасте от 30 до 50 лет испытывает финансовые трудности даже при покупке одежды. Низкие доходы являются основной причиной неудовлетворённости работой, о чём заявляют от 46% до 50% учителей. Примерно половина из них хотели бы сменить сферу деятельности и покинуть школу.