1,5% таксистов России получили разрешение на работу с 1 сентября. Ожидаем резкий рост стоимости такси с 1 сентября 2024.
Три четверти российских таксистов не смогли получить разрешение на работу с 1 сентября 2024, так как не выполнили новые требования.
Чтобы работать в такси с начала осени, водители должны были оформить обязательное страхование гражданской ответственности перед пассажирами (ОСГОП) и получить разрешение. Для этого нужно выполнить ряд условий: например, перекрасить автомобиль в цвет, установленный для такси в регионе, и получать путевой лист с отметками о ежедневном медосмотре водителя и техосмотре автомобиля. На данный момент только 25% водителей получили этот документ, большинство из них — московские таксисты.
По информации Минтранса и главы компании «Цифровой мир», среди самозанятых водителей разрешение получили лишь 21 тысяча человек, то есть 1,5 % от общего числа, а среди работников таксопарков — 600 тысяч из миллиона.
Самозанятых водителей с разрешением на работу мало, поскольку не хватает инфраструктуры, где они могли бы выполнить требования (например, проходить ежедневный медицинский и технический осмотры).
С 1 сентября сотрудники ГИБДД смогут проверять наличие полиса обязательного страхования гражданской ответственности перед пассажирами (ОСГОП). Глава компании «Цифровой мир» предполагает, что из-за этого возникнет дефицит таксистов. Поэтому ассоциация призывает отложить введение новых правил.
ОСГО не так уж страшен сам по себе - его стоимость на сегодняшний день составляет от 1900 до 5400 рублей, в соответствии с промежутками, установленными ЦБ. Страховые компании утверждают, что средняя стоимость составит около 3-4 тысяч рублей в год. Однако проблема заключается в том, что для получения выплаты по этой страховке пассажиры должны обязательно соблюдать все требования закона № 580-ФЗ, действующего с 1 сентября 2023 года. Но на практике выясняется, что примерно 60% таксистов из таксопарков и 98% индивидуальных таксистов не зарегистрированы в реестрах такси и не соответствуют этим требованиям. Опросы показывают, что водители не будут покупать эту страховку, так как считают, что их ответственность перед пассажирами не будет защищена, учитывая требования страховых компаний. Будут ли страховые компании возмещать ущерб пассажирам, если таксист не зарегистрирован в реестре? И будет ли регрессный иск обращен к самим водителям в случае выплаты компенсации? Поэтому на рынке можно потерять дополнительно 1,5 миллиона индивидуальных таксистов, которые действуют через агрегаторы.
Таксисты говорят, что эта страховка кажется излишней, поскольку на водителей такси уже накладывается слишком много требований. В разных регионах водители не спешат ее оформлять, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи, где проводятся рейды. В большинстве регионов таксисты ездят без страховок и путевых листов, хотя меры борьбы с этим принимаются. Некоторые компании-агрегаторы предлагают заменить поездки на такси на поездки по договору фрахтования, в таком случае таксишные регалии не требуются. Один таксист пытался оформить страховку, но столкнулся с проблемой на сайте страховой компании. Существует информация, что ОСГОП для такси должен стоить около 5 тысяч рублей в год, но утверждают, что некоторые компании требуют уже более 40 тысяч.
Как и в случае со страховкой ОСАГО для такси, проверяемой пока только в Москве и Санкт-Петербурге, в остальных регионах на новые требования, вероятно, будут закрывать глаза. Как и ОСАГО для такси, обязательное страхование гражданской ответственности перед пассажирами (ОСГОП) есть почти ни у кого.
Заранее такие страховки никто не покупает — все ждут переноса вступления требований в силу. Тем временем страховые компании тоже «на низком старте». Многие из них ещё не готовы предложить условия по новому виду страхования.
Проблема заключается в том, что страховые компании не будут готовы страховать данный вид ответственности с 1 сентября, и это влияет на подготовку организаций служб такси к покупке соответствующих страховок. Основной игрок на рынке агрегаторов уже страхует пассажиров, но с изменениями в законодательстве водитель или компания-перевозчик также должны будут страховаться. Это приведет к повышению тарифов на перевозку. Статистика показывает, что за год только два ДТП с пострадавшими пассажирами, но несмотря на это, тысячи машин должны будут быть застрахованы. Все это требует времени для подготовки страховых компаний, и из-за изменений в законодательстве этот процесс может задержаться. Поэтому службы такси еще не начали процесс оформления страховок и планируют начать перед вступлением новых правил в силу.
На данный момент около 2,5 тысяч полисов готовы к покупке в Москве.
По сравнению с ОСАГО, которое также обязательно для таксистов, лимиты страховых выплат за ущерб пассажирам по ОСГОП составляют до 2 млн рублей.