В СМИ появилась информация о том, что в дочерних компаниях Сбербанка начались увольнения IT-специалистов. Речь идёт о сотрудниках «Купера», «Мегамаркета», «Сберлогистики» и «Самоката».
Сокращения в e-commerce
В организациях проходят массовые увольнения. Об этом изданию рассказали сотрудники «Купера», «МегаМаркета», «СберЛогистики» и «Самоката», которые входят в Ecom.tech — команду, разрабатывающую решения для электронной коммерции.
Первым об увольнениях сообщил Telegram-канал «Профсоюз работников IT». Его авторы получили сообщения от сотрудников дочерних компаний Сбербанка о готовящихся или уже начатых увольнениях. По словам авторов канала, основанных на общении с сотрудниками, сокращения могут затронуть от 30% до 50% работников, включая IT-специалистов.
Профсоюз работников IT в конце 2024 года уже сообщал, что Сбербанк урезает бюджет и прекращает сотрудничество по ряду проектов с аутсорсинговыми и дочерними компаниями, среди которых «Ай-Теко», «Техно Диасофт», «ИТ Мастерс», SNAP IT, IBS и «Работа.ру».
Такая уж «ОПТИМИЗАЦИЯ», а может все же увольнение?
По словам руководителя одного из отделов в Ecom.tech, в «Купере» сократили 20% ИТ-специалистов: из 1000 работников примерно 200 покинули компанию. Он отметил, что причиной стала экономия бюджета и указание сверху.
Один из сотрудников Ecom.tech рассказал, что работникам предложили уволиться по соглашению сторон. Им буквально сказали составить два списка: первая волна — 45%, вторая — ещё 9%.
Как утверждает другой IT-специалист из Ecom.tech, сокращения начались ещё до начала 2025 года. По его словам, в одном только «Мегамаркете» могут сократить до 25% сотрудников. При этом от Сбербанка не было официального заявления. «На словах приходят с предложением уйти по соглашению сторон и далее идут торги насчёт количества окладов: обычно выплачивают два-три оклада и по пять-шесть руководителям», — объяснил он. В то же время специалист добавил, что в «Купере» увольнения будут минимальными, так как это более успешный продукт.
Один сотрудник компании уже подписал заявление на увольнение по соглашению сторон. Он рассказал, что компания осуществила «огромный набор IT-специалистов с рынка» в период с конца 2023 года по лето 2024 года (около 1,5 тыс. человек).
«В начале декабря состоялось собрание нашего подразделения, на котором объявили о приказе сверху оптимизировать управление в неприбыльных направлениях», — поделился информацией один из разработчиков «Сбертеха».
По его словам, речь пока идёт об отказе от услуг тех, кто работает по аутсорсингу (а это треть команды).
«Компании, работающие по аутсорсингу, узнали, что их договоры не будут продлены с декабря всего за пару недель до истечения срока действия. Сотрудников держали в неведении до последнего момента, видимо, надеясь, что ситуация разрешится сама собой. В итоге они узнали в один день, что у них больше нет проекта», — отметил он.
Команды разработчиков объединяют, а программистов переводят на свободные позиции. Однако рабочих мест на всех не хватит.
«Те, кого ещё не распределили по командам, сейчас без работы (таких примерно пятая часть команд). По факту зарплату им платят, но работы у них нет», — добавил он.
Почему происходят сокращения?
По словам представителя Telegram-канала «Профсоюз работников IT», российские IT-специалисты испытывают на себе последствия экономической нестабильности, несмотря на высокий спрос. Разрыв торговых отношений, рост стоимости импортных технологий и рекордная ключевая ставка Центробанка усложнили планирование и реализацию долгосрочных IT-проектов, что привело к массовым сокращениям в крупнейших российских IT-компаниях.
• «Вероятнее всего, сокращения связаны с уменьшением потребности в определённых проектах или продуктах, которые предоставляли упомянутые компании, — считает Юлия Мельчугова, руководитель направления подбора персонала «СКБ Контур». — Сейчас все сосредоточены на повышении своей операционной эффективности. Кажется, что сокращения в меньшей степени затронут IT-специалистов, особенно опытных разработчиков, которые всё ещё в дефиците. Компании в основном расстаются с сотрудниками младших уровней или специалистами смежных специальностей».
«Думаю, что IT-специалисты уровня middle+ и senior смогут легко найти новое место работы и продолжить свою карьеру, — говорит Мельчугова. — Труднее придётся новичкам в IT, потому что компании в основном заинтересованы в опытных сотрудниках для решения своих бизнес-задач».
• «Главной причиной увольнений можно назвать неоправданные расходы на высокооплачиваемых IT-специалистов, вызванные снижением доходов компании, — пояснила Мария Рукавишникова, технологический предприниматель, основатель и генеральный директор российской фирмы Getmobit. — Вторая причина — лишние траты: содержание собственных IT-отделов, сотрудничество с аутсорсинговыми компаниями, использование аутстаффинга и услуги подрядчиков-интеграторов приводят к тому, что общие затраты на обслуживание корпоративных IT-систем становятся экономически нецелесообразными для бизнеса. Третья причина — отсутствие системного подхода к IT через призму бизнес-архитектуры, что представляет собой ещё более сложную задачу».
По мнению Рукавишниковой, на рынок труда выйдет много умных и целеустремлённых специалистов, которые привыкли к высоким зарплатам. «Недостаток кадров восполнится, но качество в ближайшее время вряд ли улучшится. Понадобится переобучение, привыкание и грамотное формирование команд с фокусом на интересы сотрудников. А это требует времени и хороших HR-процессов, с чем в России тоже сложности — много дилетантов и самозванцев в этой области. В результате возникнет скачок расходов, который публичные компании и группы компаний, создающие ПО, тоже будут стараться уменьшить», — считает она.
• По словам Ольги Романовой, HR-директора компании-разработчика «Базис», на ситуацию с трудоустройством сейчас влияют экономическая нестабильность, переход от найма к развитию существующих команд и снижение потребности в новых сотрудниках по мере роста использования новых технологических продуктов.
Тем не менее Романова считает, что общее количество вакансий увеличится из-за спроса на новые направления и популярные технологии (ИИ, большие данные, облачные решения, виртуализация, информационная безопасность), а также для восполнения нехватки кадров в текущих проектах.
«Я считаю, что нас ждёт качественное изменение вакансий: компании станут активнее искать специалистов узкого профиля и будут готовы всерьёз конкурировать за сотрудников с уникальными навыками, — продолжила она. — Вместо массового найма разработчиков всё более востребованными будут смежные профессии, например, инженеры машинного обучения, специалисты по большим данным, аналитики данных, архитекторы облачных решений, разработчики корпоративных ИИ-решений, эксперты DevOps, DevSecOps и кибербезопасности».
При этом работодатели станут меньше интересоваться обычными разработчиками или backend-программистами.