Опасные работы через онлайн-сервисы: предложения Минтруда и возможные последствия
Минтруд предложил запретить предоставление услуг, которые связаны с повышенной опасностью, через онлайн-сервисы. К таким услугам относятся работы сварщиков, работы на высоте и в замкнутых пространствах.
Это следует из отзыва ведомства на законопроект Минэкономразвития «О платформенной экономике в Российской Федерации». В Минтруде считают необходимым запретить исполнителям принимать заказы на выполнение таких работ. Перечень опасных профессий должно определить правительство РФ.
Законопроект Минэкономразвития направлен на то, чтобы установить правовые основы платформенной экономики в России и регулировать отношения между цифровыми платформами (маркетплейсами, сервисами доставки еды и предоставления различных услуг, агрегаторами такси) и их партнёрами — продавцами товаров или исполнителями работ и услуг, а также потребителями.
Этот законопроект уже подвергся критике со стороны Федеральной антимонопольной службы. Минэкономразвития работает с отраслевыми органами власти.
Суть предложений Минтруда заключается в следующем: законопроект устанавливает правила взаимодействия операторов цифровых платформ и партнёров-исполнителей. В том числе перечисляются условия, при которых оператор цифровой платформы или пользователь-заказчик не считаются работодателями исполнителя, и к их отношениям не применяется трудовое законодательство.
К таким услугам относятся работы сварщиков, работы на высоте и в замкнутых пространствах. Это следует из отзыва ведомства на законопроект Минэкономразвития «О платформенной экономике в Российской Федерации». В Минтруде считают необходимым запретить исполнителям принимать заказы на выполнение таких работ. Перечень опасных профессий должно определить правительство РФ.
В законопроекте Минтруда предлагается установить правила взаимодействия операторов цифровых платформ и партнёров-исполнителей. В частности, в нём перечислены условия, при которых оператор цифровой платформы или пользователь-заказчик не считаются работодателями исполнителя, и к их отношениям не применяется трудовое законодательство.

Вот некоторые из этих условий:

  • заказ направлен на выполнение конкретной работы и не предусматривает наличия у исполнителя режима работы и подчинения правилам внутреннего правового распорядка;
  • исполнитель самостоятельно принимает решение о выполнении работы и может не принимать заказ без применения к нему мер ответственности;
  • оператор платформы ограничивает «систематическое и продолжительное» выполнение работ исполнителем для одного и того же заказчика;
  • выбор исполнителя осуществляется только посредством алгоритмов.

По мнению Минтруда, предлагаемое регулирование несёт риск привлечения партнёра-исполнителя к выполнению работ повышенной опасности. К таким работам, среди прочего, относятся работы на высоте, работы, связанные с эксплуатацией сосудов, работающих под избыточным давлением, в ограниченных пространствах, электросварочные и газосварочные работы и т. д.
В соответствии с законодательством, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда для безопасного выполнения работ повышенной опасности, говорится в отзыве министерства.
Так, статья 209.1 Трудового кодекса РФ определяет основные принципы обеспечения безопасности труда: предупреждение и профилактика опасностей, а также минимизация повреждения здоровья работников.
Ряд должностей категории «повышенной опасности» обязаны проходить стажировку на рабочем месте и обучение требованиям охраны труда по специальной программе, согласно постановлению правительства. Эти правила касаются только работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Положения законопроекта, по мнению Минтруда, создают правовую неопределённость и, как следствие, риск привлечения исполнителей-партнёров к выполнению работ повышенной опасности. Министерство считает необходимым запретить такую практику.
В ведомстве считают, что необходимо определить критерии систематичности и продолжительности взаимодействия партнёра-исполнителя с цифровой платформой и пользователя-заказчика с применением цифровых платформ. Это нужно для того, чтобы разграничить гражданско-правовые и трудовые отношения.

Поможет ли запрет решить проблему безопасности?
Сегодня услуги, которые оказываются с использованием интернет-платформ и могут быть опасными, в основном относятся к сектору C2C («пользователь — пользователю»). Чаще всего исполнители зарегистрированы как самозанятые или индивидуальные предприниматели (ИП). Например, на платформах легко найти сварщика: они востребованы дачниками для выполнения различных работ на участках. При этом качество услуг и соблюдение норм безопасности таким сварщиком зависит от его ответственности, и тут может быть много нюансов. Если во время работы он не соблюдает меры предосторожности и не использует необходимые средства защиты, подвергая опасности себя и заказчика, то как это контролировать?
При этом нет статистики несчастных случаев при проведении опасных работ физическими лицами. Такие данные есть только по предприятиям, но даже там информация может различаться в зависимости от источника.
Предлагаемый Минтрудом запрет не решит проблему безопасности. Потребность в опасных работах останется — просто они уйдут в нелегальную сферу. В первую очередь нужно менять культуру отношения к безопасности в целом.
Всё, что связано с категорией «опасность», относится к другому разделу законодательства — о техническом регулировании. Это обязательные стандарты, которые утверждаются постановлениями правительства. На наш взгляд, это не предмет законодательства о платформенной экономике, а сфера технического регулирования. Поэтому требования к исполнению работ должны быть именно там — и это наша однозначная позиция.
А кто будет выполнять опасные работы, какие требования будут предъявляться к этим людям и процессам производства таких работ, как должен быть организован контроль за ними — это уже другой вопрос, который не относится к теме закона о платформенной экономике.