Контроль за серыми доходами: власти ищут способы борьбы с неучтёнными зарплатами и недобросовестной самозанятостью.
Власти планируют ужесточить контроль за теневыми зарплатами и деятельностью самозанятых. Это позволит чаще назначать выездные проверки, в ходе которых контролирующие органы смогут выявлять не только «серые» зарплаты, но и случаи, когда сотрудников оформляют как самозанятых.)
Власти также предлагают расширить перечень индикаторов риска, которые могут сигнализировать о нарушениях трудового законодательства.
Эти предложения поступили от федеральных органов исполнительной власти. Они изложены в письме директора департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александра Вдовина на имя заместителя руководителя Аналитического центра при правительстве Михаила Прядильникова. Документ датирован 20 августа, его подлинность подтвердил федеральный чиновник.
В письме предлагается добавить новые критерии, которые могут свидетельствовать о том, что работодатель выдаёт сотрудникам серые зарплаты или оформляет их как самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход в размере 4% или 6%), хотя фактически они являются наёмными работниками.
В данный момент действительно рассматриваются новые индикаторы риска, связанные с такими нарушениями, как выплата зарплат ниже МРОТ, подмена трудовых договоров договорами с самозанятыми и необоснованное снижение заработной платы медицинским работникам.
Индикаторы риска
Индикаторы риска играют важную роль в риск-ориентированном подходе.
Индикатор сам по себе не является нарушением, но он может сигнализировать о высокой вероятности нарушения, что требует проверки со стороны контрольно-надзорного органа.
Риск-ориентированный подход меняет направление контроля: акцент делается на предотвращении нарушений вместо их наказания. При этом контроль за соблюдением обязательных требований остаётся строгим, а предприниматели могут сосредоточиться на своей деятельности, не отвлекаясь на общение с контролирующими органами.
Эффективность таких надзорных мероприятий составляет около 90%, то есть в таком количестве проверок выявляются нарушения.
Данные предложения будут рассмотрены в рамках работы подкомиссии по совершенствованию контрольных и разрешительных функций органов исполнительной власти. Эта подкомиссия функционирует при правительственной комиссии по административной реформе. В состав подкомиссии входят представители ведущих деловых объединений.
Вопрос находится на рассмотрении рабочей группы. Разработчиком указанных индикаторов риска является Минтруд, сообщили в Минэкономразвития. А Минэкономики в рамках методологического сопровождения контрольной (надзорной) деятельности рассматривает и согласовывает их.
На данный момент предложенные Минтрудом индикаторы находятся на согласовании в Минэкономразвития. Только после обсуждения с экспертами Минэкономразвития, Минтруда и в рабочих группах при Аналитическом центре при правительстве, а также публичного обсуждения, индикаторы будут утверждены приказом Минтруда и зарегистрированы в Минюсте. До этого момента обсуждаемые индикаторы могут быть значительно скорректированы.
В чём заключаются предложения?
Минэкономразвития предлагает расширить список индикаторов риска в области трудового права, установленный приказом Минтруда от 2021 года. Индикатор риска по законодательству — это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые не являются нарушениями обязательных требований, но могут с большой вероятностью на них указывать.
На критерии из этого приказа ориентируется государственная инспекция труда (территориальный орган Роструда), когда решает провести внеплановую проверку, чтобы подтвердить или опровергнуть факт нарушения законодательства.
Минэкономразвития предлагает добавить в перечень индикаторов четыре новых пункта:
- начисление работодателем зарплаты за каждый месяц предыдущего квартала ниже МРОТ 60 и более работникам, при этом доля таких работников составляет 50 % штата и выше;
- сокращение фонда оплаты труда на 80 % и более за квартал без снижения численности работников (при численности от 15 человек);
- взаимодействие организации или ИП с более чем 35 самозанятыми, которые получают среднемесячный доход свыше 35 тыс. рублей от этой организации/ИП и работают более трёх месяцев. При этом предлагается установить дополнительное условие: доля доходов от данной организации/ИП должна составлять 90 % и больше в доходах самозанятого;
- снижение зарплаты у 25% и более работников медицинской организации (врачей, медработников с высшим образованием, среднего и младшего медперсонала).
Сейчас действует мораторий на проведение внеплановых проверок. Но для объектов, в отношении которых выявлены идентификаторы риска, сделано исключение. В таком случае проверку могут провести по согласованию с органом прокуратуры.
Что касается медицинских работников, то ещё майскими указами 2012 года было установлено, что к 2018 году их зарплата должна была достичь двукратного размера средней зарплаты в регионе (для врачей) или 100% средней зарплаты (для среднего и младшего медперсонала). Однако три четверти врачей и медицинских работников в 2023 году признавали, что их зарплата не достигла целевых уровней. Даже по официальным данным Росстата за первое полугодие 2024 года средняя зарплата врачей по стране составила только 190 % общероссийской средней зарплаты. И лишь в 21 регионе она достигла целевых 200 % или превысила этот уровень.
Риски налоговой оптимизации
В последние годы количество критериев, по которым оценивались риски, сокращалось. На информацию о нарушениях, поступающую в Роструд, ведомство реагировало в основном предостережениями.
Однако сейчас ситуация изменилась: появилась проблема уклонения от уплаты налогов, в частности с помощью «зарплат в конвертах», а также резко увеличилось количество самозанятых, что негативно сказывается на федеральном бюджете и бюджетах внебюджетных фондов. По данным ФНС, на 1 июля в России зарегистрировано уже 10,4 млн самозанятых.
Предложения властей направлены на то, чтобы включить в перечень контроля службы занятости случаи, когда работодатель переводит трудовые отношения в статус самозанятости, а также использует незаконные схемы налоговой оптимизации. После того как министерство получит заключение рабочей группы, инициативу направят на согласование в другие федеральные органы власти.
На основании условий, заданных Рострудом, налоговые органы формируют список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с перечнем, утверждённым приказом Минтруда от 2 февраля 2024 года. Затем они передают этот список в межведомственные комиссии и территориальные органы Роструда. Вопрос об использовании этой информации решает Роструд.
В России всё ещё существуют способы уклонения от уплаты НДФЛ. Эксперты поясняют, что зарплаты «в конвертах» по-прежнему широко распространены: работники получают небольшую официальную зарплату, с которой уплачиваются налоги, а также часть зарплаты наличными.
По данным Росстата, в 2023 году зарплаты и смешанные доходы, которые не учитываются прямой статистикой (по сути, это оценка серых зарплат), составили 12,8 трлн рублей, или 7,4 % ВВП. При этом этот показатель по отношению к ВВП постоянно снижается: в 2021 году он составлял 8,7 %, а в 2023 — 7,5 %.
Роструд и ФНС уже давно проводят совместные мероприятия, направленные на выявление случаев подмены трудовых отношений деятельностью самозанятых и налоговой оптимизации.
В рамках этой работы анализируются данные, которые предоставляют плательщики налога, сопоставляются с данными бывших работодателей, изучается динамика страховых выплат, среднесписочная численность показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, история трудоустройства самозанятого, а также источники и суммы его доходов.
Ещё в 2022 году Федеральная налоговая служба (ФНС) предупредила, что нельзя подменять трудовые отношения между работодателем и работником фиктивным договором с самозанятым для снижения налоговых обязательств.
Такая экономия возможна, потому что по закону компании могут заключать с самозанятыми договоры гражданско-правового характера. В этом случае не нужно платить за работника-предпринимателя налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы.
Если контрольные органы обнаружат подмену, то договоры с самозанятыми переквалифицируют в трудовые, и компаниям придётся доплатить НДФЛ и взносы в бюджет, а также заплатить штрафы.
Кроме того, в регионах работают комиссии по противодействию теневой занятости. Им ФНС передаёт информацию об организациях, которые взаимодействуют более чем с десятью самозанятыми, среднемесячный доход которых превышает 20 тысяч рублей, а средняя продолжительность работы с указанными организациями — три месяца.
В 2022 году в России было выявлено свыше 663 тысяч человек, занятых в теневом секторе.
Инициатива по возможному расширению индикаторов риска стала ответом на жалобы добросовестных предпринимателей на нечестную конкуренцию. В частности, бизнес жалуется на то, что конкуренты используют схемы с «зарплатами в конвертах» и переводят трудовые отношения в самозанятость. Однако, как отмечается, эта проблема не носит массовый характер, и среди самозанятых число бывших наёмных работников составляет не более 5 %.
Предполагается, что расширение индикаторов должно предотвратить возможные риски, а для недобросовестного бизнеса это может стать чувствительным, особенно при надлежащей организации контроля.