Почему молодежь не хочет работать?
В России наблюдается нехватка рабочей силы, поскольку подростки и молодёжь стали работать меньше по сравнению с 1990-ми годами и советским временем.
Если в первой половине 90-х годов работали около 23% подростков в возрасте от 15 до 19 лет, то сейчас этот показатель составляет примерно 10%.
В начале 1990-х были трудоустроены около 80% молодых людей в возрасте 20–24 лет, а сегодня — только 60%. Это связано с тем, что подростки и молодые люди стали больше времени уделять учёбе.
Поэтому некоторые эксперты и руководители предлагают меры, направленные на более раннее начало трудовой деятельности подростков.
При этом отмечается рост числа работающих мужчин в возрасте 55–59 лет: в начале 90-х их было около 70%, а сейчас — ближе к 85%.
Дефицит кадров связан с тем, что у работников кардинально изменились ценности. Теперь для них важны не только материальные блага.
Молодые люди больше не хотят «служить до синих жил». Свобода и возможность самореализации стали важнее, чем зарплата и ипотека. 
Сегодня рынок принадлежит работникам, и это действительно так. Но причина не в том, что физически не хватает людей и нет демографического спада.

Причины рассмотрим ниже:
•    Дело в тренде на поиск своего истинного предназначения. Люди считают, что нужно заниматься тем, что любишь, и тогда не
придётся работать ни дня!
Стало немодным долго работать на одном месте. Немодно начинать карьеру с низов — вчерашние выпускники сразу ищут работу с зарплатой от 60 000 рублей. В целом стало немодным много трудиться. Выражение «трудиться в поте лица» даже приобрело негативный оттенок.
Люди ставят на первое место личную жизнь, увлечения, друзей и после 18:00 не отвечают на рабочие звонки.
•    Пандемия продемонстрировала, что можно работать из дома, другого города или даже другой страны. Ходить в офис стало не обязательно.
Интерес к удалённой работе вырос в шесть раз — всё больше людей указывают это требование в своих резюме. Те, кто раньше и представить себе не мог работу вне офиса, теперь хотят (и имеют на это полное право) трудиться в своём личном ритме и пространстве.
Когда им говорят о необходимости присутствия человека в офисе для поддержания общего информационного поля, они отвечают: «Я дизайнер, могу общаться по видеосвязи, а создавать шедевры буду в спокойной обстановке».
•    Раньше увольнение считалось чем-то неприятным, оно воспринималось как признак того, что человек не справился со своими обязанностями и не оправдал ожиданий.

Сейчас же отношение к увольнению изменилось: «Это не я вам не подошёл, это вы — отвратительные работодатели. Не вы, а я вас бросаю».

В последнее время появилось очень много резюме, где люди с двухлетним опытом работы указывают десяток мест трудоустройства. На каждом месте они работали по два–три месяца. Причины ухода были разными: плохой начальник, тяжёлая работа, не сложившиеся отношения с коллективом, возросшие обязанности, усталость.

•    Чувство собственного достоинства — это хорошо, но иногда оно зашкаливает. Некоторые посредственные специалисты, послушав псевдопсихологов и менторов, начинают считать, что достойны лучшего и что работа происходит от слова «раб». Они не понимают, почему должны работать, если можно наслаждаться лавандовым рафом и кататься на самокате. И если их критикуют при всём коллективе, они не готовы это терпеть.

Появилось много вакансий, которые раньше не воспринимались как работа. Например, заполнение карточек на маркетплейсах, SMM, который представляет собой просто текст с картинками, распаковка личности, гадание на картах таро и хроники акаши. Также можно устроиться массажистом без медицинского образования после прохождения месячных курсов, авитологом, астрологом или консультантом по вопросам личностного роста. Везде есть возможность заработать.

То есть если вы не хотите работать на заводе за условные 40 000 рублей или в душном офисе за 50 000, то те же самые деньги можно получить, заполняя карточки на маркетплейсах. Ведение трёх-четырёх аккаунтов в социальных сетях ногтевых студий может принести около 40 тысяч рублей. При этом неважно, будет ли страничка приносить прибыль. Главное — демонстрировать активность, чтобы показать, что бизнес жив.
Блогеры и тиктокери создали ложное представление о том, что можно просто рассказывать о своей жизни и зарабатывать огромные суммы на рекламе. Ты инфлюенсер, и это доступно тебе. И не только молодые люди, но и вполне зрелые пятидесятилетние люди создают аудиторию в социальных сетях и мечтают о скором начале успешной блогерской карьеры.

Однако существует множество возможностей для обычной работы. Существует много индивидуальных предпринимателей, микро- и мини-бизнесов. Растущих компаний много, и они постоянно нуждаются в сотрудниках. Ощущается острая нехватка всех специалистов: инженеров, техников, монтажников, хороших управленцев, а также линейных сотрудников — консультантов и операторов. Если вам что-то не нравится на одном месте работы, вы обязательно найдёте другое.
Появился потрясающий тренд, который в некоторой степени противоречит предыдущим. Он заключается в том, что молодым людям не нужно много денег.

Появился тип молодых людей, которые вообще не стремятся к богатству и потребительству. Это космополиты, которые могут жить где угодно и питаться чем угодно. Их родители настаивают: «Бери ипотеку и покупай своё жильё», а они отвечают: «Мы путешествуем по каучсёрфингу и можем найти себе жильё в любом городе или снять квартиру рядом с работой. Поменял работу — сменил квартиру».

Они не придают значения одежде, выбирая любую. Тяжёлый люкс им неинтересен, Louis Vuitton считается дурным тоном. Они едят самую простую еду с уличных лотков. Эти люди свободны и легки на подъём. И ваша работа их тоже не интересует. Зарабатывая вдвоём 70–80 тысяч рублей, они чувствуют себя прекрасно.