Минтруд оценил, как изменится структура занятых на российском рынке труда к 2029 году: полмиллиона руководителей станут лишними.
К 2029 году в России будет 733 тысячи офисных работников, которые станут не нужны. Это следует из расчётов Министерства труда и социальной защиты РФ для национального проекта «Кадры», с которыми ознакомилось Миллион работ
Особенно сильно сократится потребность в руководителях — их станет на 533 тысячи меньше по сравнению с текущим числом. Также стране потребуется на 200 тысяч меньше служащих, занимающихся подготовкой документации. В то же время необходимость в специалистах высшей квалификации, увеличится— почти на 1,5 млн человек.
Что думают на этот счет представители крупных бизнесов России:
Владимир Потехин, генеральный директор ГК «Гвоздемет», говорит:
— Посмотрите, на 75 миллионов трудоспособного населения приходится 530 тысяч руководителей. Один руководитель управляет десятью людьми. А кто будет работать, кто встанет к станкам? Конечно, существует острая нехватка кадров, и не только у меня, но и у моих коллег. Мы замечаем, что нет людей, которые работают на стройках или производствах. Большинство молодых и среднего возраста людей идут в продажи. Но что вы будете продавать, когда нечего будет продавать? И дело даже не в зарплатах, они бывают разные: 50, 60 и 100 тысяч рублей, даже больше. Проблема в менталитете людей — они считают такую работу непрестижной. Нужно менять отношение к этому вопросу.
На вопрос о том, каких именно сотрудников не хватает в его организациях, он отвечает:
— В основном это операторы станков, сварщики и слесари — грамотные и толковые специалисты. Если взять восьмичасовой рабочий день, то зарплата на таких позициях составляет от 60 до 100 тысяч рублей.
Александр Малюгин, основатель и генеральный директор «Мануфактуры Малюгина», говорит:
«Вопрос кадров сейчас самый острый в стране. Цифры вызывают сомнения, но верно подмечено, что экономическая среда меняется, становится всё более подвижной и неопределённой, где иерархические структуры уже не работают. Например, на нашем производстве мы применяем методологии гибкого управления без выраженного руководителя. В то же время квалифицированные и умные люди нужны всегда, рабочих катастрофически не хватает. Я могу только пожелать Министерству труда учесть нашу острую нехватку швей. Швея — это квалифицированный рабочий высокой квалификации. У нас работает довольно много приезжих. Что делать дальше? Никто не может сказать, и я не знаю, как быть дальше. Нужно увеличивать количество рабочих, обучать их, причём во всех отраслях. Те, кому нужны квалифицированные рабочие, такие как токари, каменщики, электрики, подтвердят, что это самые дефицитные специальности».
Виталий Арутюнян, директор парка развлечений «Чайлэнд», говорит:
«Если закрыть около полумиллиона предприятий или довести их до банкротства, то можно уволить полмиллиона руководителей. Но я надеюсь, что ни у кого нет таких планов. На самом деле нужны не только руководители. Сегодня востребован любой сотрудник. Мы занимаемся реальными делами и хотим видеть руководителей любого ранга в нашей команде. Думаю, мы с радостью примем сокращённых сотрудников и сможем организовать бизнес с их помощью, если это произойдёт. Однако, думаю, в ближайшее время этого не случится».
По мнению Никиты Буркова, владельца агентства Laplas AI по автоматизации бизнеса с помощью искусственного интеллекта, важнейший фактор роста экономики — увеличение количества предприятий и, как результат, создание новых рабочих мест. При этом он считает, что без руководителей бизнесу сложно развиваться.
Кроме того, рассуждая о сфере применения искусственного интеллекта в бизнесе, Никита Бурков отмечает, что существует мнение: искусственный интеллект не заменит людей, но вытеснит тех, кто не научится его использовать.
Профессиональный строитель, технический заказчик и генподрядчик Алексей Самсонов, считает:
В сфере строительства наблюдается дефицит квалифицированных рабочих и инженеров. Важно обратить внимание на то, что именно инженеры являются ключевыми сотрудниками любой компании и определяют ее прибыльность. Модель управления может быть вертикальной или горизонтальной, причем все большую популярность набирают связи в рамках горизонтальной модели. Главное в этом случае - давать высокооплачиваемым инженерам полномочия и ответственность за конечный результат. В крупных корпорациях условия могут быть иные, и отказаться от вертикальной модели будет сложнее.
По мнению Олега Лиманского, коммерческого директора АТОЛ, к 2029 году в России не ожидается снижение числа руководящих должностей, так как требуется выполнить большой объем работы в соответствии с долгосрочной стратегией государства. Однако замещение специалистов, не являющихся уникальными, искусственным интеллектом будет происходить все быстрее и активнее. Например, искусственный интеллект уже успешно используется в дизайне, маркетинге, контакт-центрах и других областях. Внедрение искусственного интеллекта также затронет управление станками, техникой и даже сельским хозяйством. Не наблюдается глобальной тенденции к уменьшению численности работников, например, в IT существует дефицит специалистов, что затрудняет развитие крупных компаний. Также наблюдается дефицит работников в розничной торговле и других отраслях, что препятствует их дальнейшей экспансии.
По предварительной оценке Минтруда, к 2030 году общая потребность в кадрах увеличится на 2,5 миллиона человек и превысит 73,5 миллиона.
Чтобы удовлетворить потребности рынка труда, национальный проект предусматривает развитие целевого набора мигрантов, повышение занятости инвалидов и ветеранов боевых действий, а также совершенствование системы стажировок и практик.