Интенсивное использование рабочей силы мигрантов и замещение ими местного населения
В Российской Федерации наблюдается усиление эксплуатации мигрантов и замещение ими коренного населения. По данным исследования, проведенного организациями "Равенство" и "Простые числа" на основе информации Росстата, МВД и пограничной службы ФСБ, в России насчитывается 10,9 млн мигрантов, что составляет 7,5% от общего населения. Из них 7,6 млн человек являются трудовыми мигрантами, что составляет 10% рабочей силы страны.
Согласно данным исследования, 4,9 млн мигрантов, находящихся в России, являются оседлыми, а почти 6 млн - кратковременными, прибывшими в страну временно. В 2023 году 4,5 млн человек приехали в Россию на заработки, что на 30% больше, чем годом ранее. Наибольшее количество мигрантов прибыло из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Численность мигрантов в России по странам исхода на начало 2024 года:
- Узбекистан - 2,1 млн
- Таджикистан - 1,8 млн
- Украина - 1,7 млн
- Казахстан - 1,2 млн
- Киргизия - 0,9 млн
- Белоруссия - 0,7 млн
- Армения - 0,6 млн
- Азербайджан - 0,5 млн
- Другие страны СНГ - 0,5 млн
- Страны дальнего зарубежья - 1,1 млн
В течение длительного времени нехватка рабочей силы использовалась как оправдание привлечения трудовых мигрантов. Однако большинство из них работают в Москве, Санкт-Петербурге и их областях на низкоквалифицированных должностях, а не на предприятиях в регионах, где остро необходимы работники.
После восстановления капитализма социальная политика в течение тридцати лет была направлена не только на укрепление эксплуатации, но и на замещение местного населения мигрантами, которых легче эксплуатировать. Глава СПЧ Валерий Фадеев признал, что "мигранты работают не 40 часов в неделю, как полагается, а по 60 и 70". Им часто не оплачивают переработки, как требует закон, и выплачивают зарплату "в конверте". В результате лица без прав получают в 1,5-2 раза меньше, чем мог бы получать российский работник.
Мигрантам не оставалось выбора. Процессы отката к феодализму и деиндустриализации в бывших республиках СССР происходили еще быстрее, чем в России.
Однако недостаточно кадров уже не удается покрыть простым импортом дешевой рабочей силы. Об этом заявил и президент. Дефицит становится все более ощутимым, и многие из тех, кто хотел приехать, уже находятся здесь.
Власти, якобы обеспокоены интеграцией мигрантов в общество. Говорят, что из-за них повышается уровень преступности, распространяются болезни, возникают конфликты и экстремизм. На самом деле их интересует, в первую очередь, прибыль владельцев средств производства. У мигрантов есть возможности для самоорганизации и защиты своих рабочих прав. Это показали, например, акции профсоюза курьеров или учащиеся протесты на строительных площадках. Разрастание такой практики может привести к снижению уровня эксплуатации. Поэтому капиталу необходимо подавлять проявления коллективизма и усиливать контроль. Это и привело к ужесточению миграционной политики, подчеркивает экономист Олег Комолов.
Проблема перемещения связана с нехваткой планирования рабочих ресурсов и низкой эффективностью труда в периферийной модели капитализма. Извлечение сырья и его экспорт для обогащения узкой группы людей не учитывает долгосрочных интересов по "инвестированию в человека", о которых говорят по телевизору. Народ отвечает взаимностью: 57% населения работает ради денег, чтобы выжить, и этот процент увеличивается со временем. Только у 17% людей труд является призванием.
После распада Советского Союза лишенное Родины, смысла жизни, богатства страны, достойного труда и его оплаты коренное население России активно уменьшалось. Потери населения за 33 года после СССР превысили 26 миллионов человек и были больше, чем во время Великой Отечественной войны. Сейчас Россию охватывает "эхо 90-х", когда работу и рождение детей приходится на поколение, которого появилось недостаточно. Миграция не улучшила, а скорее ухудшила демографию, обострила социальные противоречия и проблемы с кадрами.
Демографическая катастрофа давно сделала очевидным неблагоприятность всей постсоветской социальной политики, сводя ее к коммерциализации и эксплуатации людей вместо их полноценного развития.